В развитии ребенка все познавательные процессы взаимосвязаны. И нарушения, возникающие в одном из них, непременно окажут свое влияние и на другие процессы. Речь- является одним из наиважнейших познавательных процессов, развитие которого влияет на взаимоотношения человека с окружающим миром, а значит, и на само развитие личности человека. Поэтому понимание особенностей работы с детьми с общим недоразвитием речи является необходимым.
«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». При этом общее недоразвитие речи носит системный характер, то есть, в речи ребенка происходит нарушение развития всех сторон речи: лексической. грамматической, синтаксической, произносительной. Общее недоразвитие речи принято считать внешним проявлением таких диагнозов, как: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха.
Выделяют следующие уровни общего недоразвития речи:
ОНР 1 уровня. Речь у ребенка практически отсутствует. Активный словарь скудный. При формировании речевых высказываний ребенок использует преимущественно лепетные слова, первые слоги, звукоподражание. Ребенок активно использует жесты и мимику, понимает обращенную к нему речь (богатый пассивный словарный запас). У ребенка с первым уровнем общего недоразвитие речи свой специфический «язык» общения с окружающим миром.
ОНР 2 уровня. Ребенок употребляет в своей речи определенное ограниченное количество слов. Бедный активный словарный запас, слова произносятся в искаженном виде. Не умеет объединять предметы в группу, не знает основных признаков предметов, может произносить простые слова в зависимости от их числа, нет согласования слов в простых предложениях. Ребенок может составить связный рассказ, но в основном использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого.
ОНР 3 уровня. Общее недоразвитие речи проявляется в отставании грамматического и фонематического развития речи. Большой активный и пассивный словарный запас, ребенок использует развернутые фразы, активная экспрессивная речь. Нечеткое произношение звуков, зачастую происходит замена более сложных звуков на простые. Свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты- самые сложные звуки для произношения. Ребенок затрудняется в грамматическом согласовании слов, особенно имен существительных с числительными. Может составить рассказ, который содержит в себе определенную последовательность действий.
ОНР 4 уровня. Звукопроизношение правильное, но неправильная артикуляция, а значит и речь невнятна. Иногда ребенок пропускает слоги в словах, переставляет их местами или заменяет звуки. Затрудняется в использовании слов, обозначающих признак предмета. Процесс словообразования также затруднен, особенно при помощи суффиксов. Согласования слов в предложении, особенно существительных с прилагательными, вызывают затруднения.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи влияет также на поведение, самочувствие ребенка. Поэтому необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Необходимо осуществлять контроль за произносительной стороной речи, при необходимости, корректно и тактично поправлять речь ребенка. необходимо уделять особое внимание совершенствованию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, поскольку ее развитие напрямую связано с умственным, а значит, и речевым развитие ребенка. Проведение работы по закреплению речевых навыков детей, постоянном пополнении словарного запаса детей. Особую роль в развитии ребенка играют занятия по конструированию, лепке, аппликации, рисованию. При проведении индивидуальных занятий, акцентируется внимание ребенка на словах, звуках, вызывающих особые затруднения. Все задания по развитию речи для детей с ОНР обязательно должны подкрепляться наглядным материалом. Именно поэтому индивидуальные занятия с детьми рекомендуется проводить в различных помещениях детского сада. Во время прогулок, можно обратить внимание ребенка с ОНР на сравнении признаков, свойств окружающих его предметов живой и неживой природы. Не менее важна работа с родителями, поскольку семья -является осуществляет первичную социализацию ребенка. Можно ненавязчиво, деликатно рекомендовать родителям те или иные упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию их ребенка. Таким образом, особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР заключаются в согласованной работе воспитателя, логопеда, педагога-психолога и родителей ребенка, в особом внимании к вопросу развития произносительной стороны речи, которое заключается в непрерывной, ежедневной, систематической работе по развитию произносительной стороны речи ребенка, пополнению его словарного запаса.
|