Проблема нравственно — патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. В период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Для меня эта тема особенно актуально, так как она трудна и требует большого такта и терпения, ведь в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Анализ диагностики нравственно – патриотического воспитания показал, что дети не имеют достаточных знаний по данной теме. А ведь не зная этого, никогда не станешь уважительно относиться к народу, природе, которая нас окружает. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
В своей работе я руководствовалась принципами: — «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); — непрерывность и преемственность педагогического процесса; — дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; — рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту; — развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Как писал академик Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Поэтому свою работу я проводила последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица), к более сложному – город, страна.
Свою работу разделила на блоки.
В основе блоков «Семья» и «Детский сад» лежит содержание работы по формированию у детей социального опыта, воспитанию привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной считаю работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников. Использую разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, посещение мини – музея «Изба», оформление интерьеров коридоров и помещений ДОУ стендами, выставками, «Генеалогическое дерево семьи», «Герб семьи», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Работа наших родителей» «Вместе работаем – вместе отдыхаем», Права ребенка).
- Создание предметно–развивающей среды в группах подбором альбомов, фотографий, художественной литературы, дидактических игр, образцов народно – прикладного искусства и т.д
- Создание в ДОУ речевой среды (Использование в повседневной жизни, в общении с детьми устного народного творчества: потешек, пословиц, поговорок, народных примет; лучших образцов литературного языка; поэтических произведений)
- Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, об его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности (Циклы занятий: «Быт и традиции», «Символика России», «Моя страна», «Мы и природа», «Военная слава России», «Моя Родина – Россия», «Любить и знать свою малую Родину»).
- Повышение компетентности родителей и привлечение их к решению вопроса нравственно-патриотического воспитания детей, вовлечение их в детскую деятельность, как равных по общению партнёров.
Позиция родителей является основой «семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Для более эффективного формирования нравственно-патриотических чувств у детей я установила тесную связь с семьей. Родителям советовала использовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями города; посещение краеведческого музея и т. д.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Я предложила родителям вместе с детьми составить древо своей родословной, они с большим удовольствием выполнили поручение (создание генеалогического дерева семьи, книжки-малышки «Познакомьтесь – это я»). Провела анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье», Родительские собрания «Воспитываем будущего гражданина». «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Роль традиций в воспитании ребенка». Родители активно принимали участие в таких мероприятиях как «День матери», «Этих дней не смолкнет слава» и т. п.
Такие мероприятия очень сближают детей и родителей, создают бодрое, радостное настроение. Важно, чтобы все были вместе – как в хорошей дружной семье.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводила их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: — повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); — везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; — повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; — люди берегут и охраняют природу; — есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Проводимая мною работа, способствовала повышению уровня знаний дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию. Они узнали много нового о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни жителей нашего города, об их обычаях и традициях. Улучшились дружеские отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Работа по приобщению детей к народной культуре ведется в тесном контакте с родителями, которые принимают активное участие в проводимых мероприятиях. Полученные в детском саду знания, очень пригодятся ребятам не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
|