Детство – время развития всех сил человека. Приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Наиболее благоприятным временем для воспитания чувства любви к Родине является детство.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — это открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы детство стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Современные исследования, посвященные проблеме приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родной станицы (а через неё Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К.Д. Ушинский в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.
Воспитатель должен сам восторгаться своей страной, своим народом, своим городом, только тогда мы получим положительный результат на занятиях.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются нравственно-патриотические чувства привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за станицу, край, в котором родился и живешь и, конечно же за свою страну. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.
Беседуя с детьми разных возрастных групп (с 3-х до 7-ми лет), обращая внимания на каждый возраст детей, я сделала вывод, что дети имеют слабое представление о родной станице, стране, о связи времен и поколений, как жили люди, что их окружало, что они ценили.
Большое значение для проявления интереса и любви у детей к родному краю, к своему государству имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с обычаями своей семьи, детским садом, своей улицей, станицей, краем, а затем со страной, ее столицей.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Без тесного взаимодействия семьи и детского сада невозможно воспитать патриота своей Родины. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своей родной земле, где родились. Отсутствие заинтересованности у родителей знакомить детей с жизнью родного края, страной, достопримечательностями, историей, героях подтолкнуло меня разработать программу «Мой край родной».
Целью моей работы является: «Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной станице и краю».
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- расширять представления о родной станице, крае, стране
- знакомить детей с символикой государства
- формировать бережное отношение к природе и всему живому
- формировать у детей интерес к культурному и историческому наследию, и стремлению к его сохранению и развитию
- воспитывать у детей уважение к своей семье, обществу, государству
- воспитывать гражданскую ответственность, основанную на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях.
Программа составлена на четыре возрастных группы (2 мл., дети 3-4 лет; средняя, дети 4-5 лет; старшая, дети 5-6 лет; подготовительная, дети 6-7 лет).
Занятия провожу два раза в месяц, время занятия соответствует возрасту детей.
Работу веду по тематическому плану. Стараюсь знакомить детей с родной станицей и краем, с историей возникновения, с достопримечательностями, зданиями, учреждениями, знаменитыми людьми, природой. Использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания.
Формирование нравственного поведения (поручения, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослых); формирование нравственного сознания (объяснение, просьба, эстетическая беседа, примеры); методы стимулирования (поощрение, соревнование, одобрение, награждение):
В работе с детьми использую наиболее интересные формы работы: наблюдения за историей возникновения станицы, изготовила лепбук по этой теме «Станица Алексеевская, моя малая родина»
Наиболее важным и интересным были экскурсии для детей:
- Районный краеведческий музей
- В Храм Архангела Михаила
- Мемориал погибшим в годы ВОВ
- Озеро «Бабинское»
- родник «Серебряный».
Провожу целевые прогулки:
- «Профессии людей работающих в ДОУ»
- школа искусств ст. Алексеевской
- к Вечному огню «Возложение венка и цветов»
- в районную детскую библиотеку
- в районный Дом культуры.
Продуктивная деятельность.
1. Оформление тематических выставок:
- «Алексеевская глазами детей»
- «Моя родина»
- «Будем помнить вечно»
2. Творческие конкурсы с участием родителей и детей:
- «Мастерская Деда Мороза»
- «Нам не нужна война»
- «Красная книга глазами детей»
- «Рождество Христово»
- «Пасхальная радость».
3. Участие детей в районным мероприятиях, таких как: детский фольклорный фестиваль православной культуры «Крещенские забавы»; «Пасхальная радость»; смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества «Сталинградский сувенир»;
4. Изготовление подарков:
- поделки «Рождество»
- открытки «С днем Победы»
- открытки «Мамочке в день матери»
- поделка «8 марта»
- поделка «23 февраля»
- открытки «Всем работникам детсада».
Важно привлечь детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Праздники, конкурсы, игры, развлечения стали хорошей традицией.
«Крещенские посиделки» совместно с воскресной школой «Лампадочка» С детьми мы участвуем в развлечениях, вспоминаем народные игры, песни, пляски, проводим чаепитие за самоваром.
«Рождество Христово». Знакомим детей с праздником Рождества Христова, учим песни, стихи. Готовим рождественские подарки.
«Колядки». С детьми разучиваем рождественские колядки, вместе с родителями изготавливаем костюмы для детей.
«Масленица». Этот праздник с веселыми шутками, играми, со скоморохами, со стихами, песнями, закличками, с угощением блинами.
«Пасха». С детьми готовим выступление на районном фестивале православной культуры «Пасхальная радость». Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о любви и доброте.
«День Победы». Каждый год проводим мероприятия совместно с краеведческим музеем, посвященные победе народа в Великой Отечественной войне. Детям рассказываем о событиях этого времени, о фронтовых и трудовых подвигах, о единстве народа в тяжелое время. Что благодаря любви к родине, подвигам наших солдат и помощи тыла была одержана Великая Победа. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. В их честь воздвигнуты памятники.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей невозможно без тесной связи с семьей. Работая в тесном контакте с родителями вижу положительные результаты. У родителей формируется чувство ответственности, интерес, желание продолжать работу в данном направлении не только в детском саду, но и дома.
Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, я размещаю материалы в родительский уголок (информационные папки, консультации, памятки):
- «Патриотическое воспитание в детском саду и дома»
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
- «Моя малая родина
- «Рождество Христово»
- «Великая Пасха»
- «Традиция и подготовка к празднованию Пасхи»
- «Как рассказать ребенку о Пасхе»
- «Пасхальные традиции Светлой Пасхи»
- «Как рассказать ребенку о Дне Победы?»
- «День Победы 70 лет 1941 – 1945»
- «Наш родной край»
- «О воспитании любви к родному городу и природе»
- «Как познакомить детей с праздником Пасхи».
Провожу совместную деятельность детей и родителей (изготовления книги «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»), провожу творческие конкурсы, развлечения.
На экскурсиях взрослых и детей знакомлю с историей Алексеевского района. Дети воспринимают экскурсии очень естественно, с интересом, задают вопросы. Не остаются равнодушными и взрослые. Возникает много дополнительных вопросов. Родители участвуют в сборе краеведческого материала.
Мною ведется проектная деятельность:
- «Экология родного края»
- «Пасхальный звон».
Веду работу в тесном контакте с музыкальным руководителем.
С детьми принимаем участие в различных городских и областных выставках. Результаты радую детей и родителей.
Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагогов, родителей и детей, тем положительней результат.
Любовь к родной станице, стране, знания своих предков и современников соединяет нас, вдохновляет на новые свершения, укрепляет веру в прекрасное будущее родной страны. Дети открывают для себя законы нравственности, относятся с любовью к малой Родине и большому Отечеству, семье, ближнему, взрослому и сверстнику.
Прошло время, малыши повзрослели, учатся в школе, но не погас тот огонек, который был зажжен на занятиях. Как радостно встретить родителей с детьми гуляющих по станице, встретить в музее, на выставках, в ДК, услышать добрые слова и пожелания.
Таким образом, я убедилась, что необходимо нравственно-патриотическое воспитание ребенка начинать как можно раньше. Для маленького человека так важно понять истинные ценности мира в котором он живет, тогда этот мир становиться добрым интересным и любимым.
|