Категория участников: дети 1 младшей группы, возраст 2,5-3 года
Количество человек 8-10
Форма организации: групповая
В занятии использована игровые технологии, а также элемент методики М. Монтессори -развивающая доска бизиборд.
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
- Закрепить знания детей о героях русской народной сказки «Колобок»
- Обучить детей рисованию пальчиками, используя нетрадиционный материал
- Развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.
- Воспитывать вежливое, заботливое отношение к другим, желание приходить на помощь, основы безопасности жизнедеятельности.
Материалы и оборудование: игрушки: лиса, волк, медведь, заяц, колобок; макеты деревьев, пень; длинная дорожка (плоскостной силуэт из бумаги); поднос с манкой; корзина с желтыми салфетками; мыльные пузыри; бизиборд с окошками, крючками.
Предварительная работа: показ настольного театра «Колобок», чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Ход мероприятия.
Воспитатель:
Влево вправо повернулись и друг другу улыбнулись. Улыбка дарит нам добро. От неё всегда тепло.
Отвечайте озорно — настроенье каково? (дети показывают и хором отвечают: «Во!»).
Я вижу у всех хорошее настроение, и мы можем начать занятие. Ребята, вставайте паровозиком, и мы поедем путешествовать.
Дети встают паровозиком и идут змейкой, вместе с воспитателем напевая песенку:
Вот поезд наш едет колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Гудит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез.
Воспитатель: Куда это мы попали? (В лес) Ну- ка давайте послушаем, что это шумит? (включается аудио запись завывания ветра). (Ветер) Давайте мы с вами подуем как ветер. (Дети дуют. Игровое. упр-е «Ветер дует нам в лицо»).
Воспитатель: А кто это на тропинке? (Колобок). Он наверно укатился от бабушки и дедушки и попал в лес. Они очень переживают, что с ним может произойти беда. Давайте, проводим его к бабушке и дедушке, чтоб с ним ничего не случилось.
Ой! А кто это спрятался под кустом, узнаете, если отгадаете загадку
Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: это зайчик.
Воспитатель: Зайчик, какой? (беленький, пушистый). Зайчик ходит или прыгает? (Прыгает). Он сидит и облизывается (проводится гимнастика для язычка). Видно проголодался зайчишка, хочет нашего колобка съесть.
Не ешь нашего колобка, лучше мы с тобой поиграем (Игра «Зайка беленький сидит»).
Воспитатель: Колобок покатился дальше. Под елочкой волк. Какой волк? (серый, злой, голодный). Как волк рычит? Что волк говорит колобку? (колобок, колобок, я тебя съем).
Воспитатель: Нет, не ешь нашего колобка. Мы тебе сейчас других колобков нарисуем. (Дети рисуют пальцем на манной крупе кружочки). Давайте волку покажем. Ему так понравилось, что он не стал, есть колобка.
Воспитатель: Куда колобок покатился дальше? (ответы детей)
Медведь. Какой? (большой, косолапый). Что говорит мишка? (колобок, колобок, я тебя съем). Что же делать? Как спасти колобка? Ой, смотрите, что у нас тут? (корзинка с желтыми салфетками). Мы для мишки сделаем много колобков. Сначала сминаем салфетку пальчиками, потом будем катать шарики круговыми движениями (показ и объяснение воспитателя).
Давайте подарим мишке наших колобков, положим их на пенек. Медведь очень обрадовался нашим подаркам и не стал, есть колобка.
Воспитатель: А колобок опять куда-то покатился. Кто это спрятался под деревом?
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый — краса, а зовут ее — лиса.
Какая лиса? (хитрая, рыжая).
Надо колобка выручать. Давайте вместе скажем: Лиса, не ешь колобка, его надо бабушке вернуть (Коллективное и индивидуальное проговаривание слов).
Мы тебе сейчас много кружков-колобков сделаем, попробуй, поймай!
(Дети дуют мыльные пузыри. Дарят лисичке).
Воспитатель: Лисичке понравилось, она стала добрая и не съела колобка.
Колобка надо домой вернуть (Работа с бизибордом. Дети открывают окошечки и ищут, где находится картинка дедушки и бабушки. Проговаривают, кто в окошечках).
Воспитатель: говорит голосом бабушки (картинка бабушки в окошечке бизиборда). Детки спасибо, что проводили колобка и с ним ничего плохого не случилось.
Воспитатель: Зачем колобок убежал? Он хотел в лесу погулять. Нельзя одному в лес ходить! И вы ребята никогда не уходите одни из дома, чтоб беда не приключилась. Давайте отдадим колобка бабушке и дедушке, а домик закроем на замочек, калиточку на крючочек (дети закрывают все замочки и крючочки, находящиеся на бизиборде).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Колобок вернулся домой, и нам пора. Вставайте паровозиком и поедем в детский сад.
Дети встают друг за другом, поют песню и возвращаются в группу.
Воспитатель: ой, ребята, дедушка с бабушкой приготовили для вас гостинцы (под салфеткой мягкие баранки). Давайте помоем ручки и будем пить чай с угощениями от бабушки и дедушки.
Аналитическая записка об итогах проведенного мероприятия:
Данное мероприятие является актуальным, ведь вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста очень важен. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. И если применить современные игровые технологии и нетрадиционные виды художественно- эстетической деятельности, то мероприятие становится не только важным с точки зрения педагога, но и увлекательным для малышей.
Программное содержание материала, его обьем и сложность соответствует возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей младшего дошкольного возраста.
Цель занятия – создать условия для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности была достигнута, через поставленные задачи:
- Путешествуя вместе с колобком дети закрепили знания о героях сказки: заяц белый, пушистый прыгает, волк серый, злой, голодный, медведь большой, косолапый, а лиса рыжая, хитрая.
- В процессе мероприятия происходило развитие мелкой моторики — дети рисовали пальчиками, используя нетрадиционный материал манную крупу; сминали и катали шарики из салфеток. При работе с бизибордом тренировали силу мышечных усилий и согласовывали движения пальцев рук при открывании и закрывании окошечек, замочков и молний.
- В ходе занятия дети приходили на помощь колобку, помогали всем героям стать добрее: с зайчиком поиграли в подвижную игру и зайчик стал добрым и веселым и не стал, есть колобка; для волка дети нарисовали много колобков, медведю дети сделали и подарили колобков из салфеток, а лисичку они обрадовали мыльными пузырями. В ходе занятия дети освоили и запомнили правила поведения «Не ходи один».
Для достижения планируемых результатов был использован элемент методики Монтессори- «доска бизиборд». В качестве средств побуждения и стимулирования детей к деятельности были созданы игровые приемы и ситуации, дидактическая цель поставлена в форме игровой задачи (чтобы с колобком ничего плохого не случилось в лесу его надо проводить к бабушке и дедушке), образовательная деятельность объединена общим сюжетом, персонажем, включены последовательно игры, упражнения и задания, формирующие знания в образовательных областях.
В мероприятии были использованы следующие методы и приемы:
Словесный метод: словесная инструкция, похвала, одобрение вопросы детям о безопасности дома и на улице, как предотвратить опасность
Словесные приемы: показ и объяснение, художественное слово, песенка «Мы едем-едем-едем», повторение предложений из сказки.
Игровой метод: создание игровой ситуации — «Ушел из дома», «Поможем колобку».
Практический метод: как надувать мыльные пузыри, задания на развитие мелкой моторики, рисование, изготовление поделок из салфеток, манипуляции с бизибордом.
Применялись различные приемы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, организационный прием «Приветствие», игровая мотивация – поездка на поезде с веселой песенкой в лес и выполнение детьми игровых действий.
Дети были заинтересованы, проявляли активность, охотно переключались с одного вида деятельности на другой, проявляли настойчивость в достижении цели.
Использование инновационного игрового оборудования, развивающей доски бизиборд вызвало у детей активность и неподдельный интерес, что в целом помогло реализовать цель и все поставленные задачи в полном обьеме, дети усвоили материал.
Данная разработка может быть использована педагогами для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Потому что современные технологии в интеграции с различными видами деятельности помогают заинтересовать детей с самого раннего возраста.
|