Автор: воспитатель 1 категории Богатова И.П.
Цели и задачи:
- Обогащать художественное восприятие детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.
- Продолжать знакомить детей с промыслами народно-прикладного искусства: Городецкой росписью, Хохломской, Гжелью, росписью Дымковской игрушки.
- Учить различать особенности, характерные для различных промыслов.
- Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.
- Учить видеть красоту глиняной игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.
- Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки характерными узорами.
- Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, построение композиции узора.
- Совершенствовать навыки работы с гуашью.
- Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.
- Развивать музыкально-художественную деятельность.
- Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
Предварительная работа:
Разучивание стихов о дымковских игрушках, разучивание потешек, частушек. Рассказ о работе дымковских мастеров. Показ фильма «Дымковские игрушки». Выставка дымковских игрушек. Роспись силуэтов индюка, лошадки, роспись крупных деталей птички.
Материал: Предметы народного творчества – городецкие изделия, гжель, хохлома, дымковские игрушки, самовар, картинки с изображением предметов народного творчества. гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки бумажные, заготовки объёмных фигурок птиц для раскрашивания, фонограмма русской народной музыки, минусовка с частушками.
Ход занятия:
Восп.: Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда! Всех на ярмарку приглашаю, Веселья и покупок желаю!
(Дети заходят в группу под русскую народную музыку)
Восп.: Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были весёлые: с плясками, частушками, шутками, пряниками да пирогами. А главное — с игрушками. Вот и я приглашаю вас на ярмарку.
Дети подходят к выставке изделий народного творчества. (На столах расставлены изделия народного творчества)
Восп.: Ребята, посмотрите, как много здесь интересных изделий.
Обратите внимание какие они все красивые, яркие и все разные, потому что расписывали их разные мастера, которые живут в разных уголках России.
Подойдите к первому столу. На нём находятся изделия городецких мастеров. Вы видите расписные дощечки, тарелки, бочонки, панно. На них изображены фантастические птицы, длинноногие кони необыкновенной красоты, цветы, ягоды. Расписывают городецкие мастера изделия чаще всего по неокрашенному дереву. Используют золотые, зелёные, жёлтые, голубые, синие, коричневые, розовые цвета.
Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец.
Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают!
(Воспитатель переходит ко второму столу с хохломской росписью)
Ребята, посмотрите на эти красивые изделия! Может быть кто-то узнает, какой росписью они украшены?
Дети: Хохломской.
Совершенно верно. Эта роспись называется хохломская.
Хохлома, хохлома, Весь народ свела с ума. Яркая, лучистая, Узоры золотистые.
А сейчас я расскажу вам хохломскую сказку:
Давным-давно заметили люди, Что в деревянной посуде Еда долго сохраняется, А вкус не меняется.
Материал всегда под рукой Да ещё и не дорогой. Стали мастерить и чашки-плошки, И ложки-поварёшки,
И солонички, и братины, И всякую всячину. А в селе Хохлома Расписывали посуду мастера:
По золотому полю Цветы расцветают, Птички летают, Травка кудрится, ягоды поспевают.
На ярмарке мастер свою посуду продаёт Да ещё и песенку поёт: * Посуда наша для щей и каши Не бьётся, не ломается, порче не подвергается!
А вот плошка – налей окрошку, Возьми ложку, хлебай понемножку! Народ такую красоту раскупает, А мастер ремеслу своему других обучает.
Хохлома нынче город большой, И посуда расписная – подарок дорогой! Вот какая хохломская посуда! (Воспитатель передвигается к следующему столу с гжелью)
А если посмотреть на это стол, то можно очутится в сине-голубой сказке. Посмотрите, сколько здесь разной посуды: чашки, чайники, сахарницы, кувшины и даже целый сервиз! Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель.
Узор на всех изделиях выполнен только голубой и синей краской – цвета неба. Самый любимый рисунок – гжельская роза, а ещё травинки, былинки, цветы, почки, листочки: то, что мастерам дарит природа.
Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится.
Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись... (гжель).
(Воспитатель подходит к столу с дымковскими игрушками)
Восп.: Посмотрите, сколько игрушек! Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее. Посмотрите на узоры этих игрушек, подумайте и скажите, как называются эти игрушки?
Дети: дымковские.
Восп: Правильно!
Давайте посмотрим фильм о дымковской игрушке.
(Демонстрируется презентация «Дымковская игрушка» с сопровождением рассказа)
Восп.:
Дым из труб идёт столбом, Точно в дымке всё кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали.
На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода.
C давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство! Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. А игрушки выходят – просто загляденье!
(Продолжается демонстрация слайдов, и по ходу демонстрации воспитатель предлагает детям)
Ребята, кто может рассказать стихотворения про дымковские игрушки?
Дети рассказывают:
1-ый ребёнок:
Олень – золотые рожки! На груди полосы и горошки!
2-ой ребёнок:
Дымковский индюк хорош! Лучше в мире не найдёшь! Красный, синий, золотой – Вот какой весь расписной!
3-ий ребёнок:
В красном новеньком седле Всадник скачет на коне. Конь копытом гордо бьёт, Молодца домой везёт.
4-ый ребёнок:
По двору петух шагает, Курочек он охраняет. На ногах его сапожки, На ушах висят серёжки,
На головке – гребешок. Вот какой он, петушок!
5-ый ребёнок:
Дымковская барышня Ходит не спеша. Ею все любуются – Ах. Как хороша!
Восп.: Вот какие весёлые, яркие, нарядные игрушки делают дымковские мастера!
Ребята, мы сейчас на ярмарке. А какая же ярмарка без весёлых частушек?
Ставьте ушки на макушки Вам сейчас споём частушки! Дети поют частушки:
1 реб.:
Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках. Все ребята говорят, Что я, как картинка.
2 реб.:
Мой милёночек хороший, Но росточком очень мал. Провожал меня до дома, Я чихнула, он упал.
3 реб.:
На окошке два цветочка: Голубой да аленький. Я парнишка боевой, Хоть и ростом маленький.
4 реб.:
Мы по ярмарке ходили И игрушки здесь купили. Но узоров не нашли, К ва за помощью пришли!
Вместе:
Мы частушки вам пропели. Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали!
Восп.: Ребята, по дороге на ярмарку мне встретились дымковские мастера. Они попросили вас помочь расписать игрушки. Согласны помочь?
Дети: Да!
Восп.: Для того, чтобы у вас получились красивые узоры, мы сейчас разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ну-ка ручки не ленитесь, Хорошенько потрудитесь. Левой будем мы стучать, Правой – кольца рисовать.
Вот все пальчики мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять.
Постучали, повертели, Рисовать мы захотели.
Восп.: Я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки и предлагаю вам стать на некоторое время мастерами.
Сегодня вы должны постараться, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными.
Прежде, чем мы начнём украшать изделия, давайте вспомним, какими узорами украшают игрушки дымковские мастера?
Дети: кольца, круги, точки, полоски…
Восп.: Правильно, а напомните мне какие – же цвета любят дымковские мастера?
Дети: красный, оранжевый, черный, зеленый, синий…
Восп.: Да, мастера любят яркие краски, краски радуги: от них настроение поднимается.
Все игрушки не простые, А волшебно- расписные: Белоснежны как березки, Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось- бы узор, Но отвести не в силах взор.
Сегодня мы с вами продолжим расписывать птичку. На предыдущем занятии мы раскрасили крупные детали: гребешок, грудку, хвостик, а также глазки. Сегодня мы будем наносить разноцветные узоры. Рассмотрите расписанный образец. Крылышки расписаны с помощью кружочков, на шейке – волнистые полосочки, на хвостике – кольца. Вы можете использовать любые узоры. Приступайте к работе. Выбирайте любые краски, которые вам понравились.
Дети расписывают своих птичек.
В конце занятия все вместе рассматриваем готовые работы. Отмечаем, насколько птички изменились, стали красивые, яркие, нарядные! Такие птички всем понравятся.
Восп.: Ребята, предлагаю ваши работы поставить на ярморочный стол дымковской игрушки, ведь сегодня вы были дымковскими мастерами!
Вот и закончилась наша ярмарка.
Реб:
Мы по ярмарке ходили И художниками были, Пели вам частушки, Украсили игрушки
Восп.:
Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, гости и ребята Мы закончим наш рассказ!
До свидания!
Все игрушки не простые, А волшебно- расписные: Белоснежны как березки, Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось- бы узор, Но отвести не в силах взор. Хохлома, хохлома, Весь народ свела с ума.
Яркая, лучистая, Узоры золотистые.
|