Авторы:
Сидорова Елена Павловна, Серегина Алла Дмитриевна Петросян Ирина Владимировна
музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Краснодарского края.
Мы, педагоги кубанского детского сада №12 «Ладушка» г. Тихорецка, имеем большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что именно живём вместе с детьми, и фольклор становится не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украшением и одухотворением её. Навыки, умения и специфические знания о культуре кубанского народа формируются незаметно, как бы исподволь.
Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности.
Скачать конспект
Одной из любимых — проведение совместных (детей, педагогов, родителей) таких праздников, как «Осенняя ярмарка», «На Кубанском подворье», «Встреча весны», «Яблочный и медовый Спас», «Готовимся к Пасхе». По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Мы знакомим детей с красотой обряда, рассказываем о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется всё живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться.
Часы свободной и досуговой деятельности проводятся под девизом «Путешествие в прошлое». Игры – импровизации на различные сюжеты включают ситуации, вовлекающие детей в разнообразные виды художественной деятельности. Дети могут отправиться в путешествие на торжок, где знакомятся со старинными предметами быта, традиционными кубанскими блюдами, попасть на посиделки и состязаться в пении казачьих песен.
В дошкольном возрасте детям очень важно иметь возможность потрогать руками, прикоснуться к предметам старинного быта, произведениям декоративно – прикладного искусства, которые передавались от дедов и прадедов. Для получения знаний о богатом культурном наследии кубанского народа, для детей силами педагогов и родителей собраны предметы старины, организовываются выставки художественных народных промыслов, посещение краеведческого музея, памятников исторического прошлого. Ветераны, участники Великой Отечественной войны, бабушки и дедушки, являются не только желанными гостями праздничных мероприятий, но и несут ребятишкам образец отношения к народным традициям духовно-нравственным ценностям.
Дети знакомятся с историей своего города, казачества. Они знают, как учили маленьких казачат, знакомы с обычаями, традициями, языком обихода (макитра, скрыня, саманная хата), художественными и кустарными ремёслами. Знакомы с произведениями кубанских поэтов, писателей, композиторов. Представители Тихорецкого казачества являются желанными гостями тематических и спортивных мероприятий для детей и родителей.
С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине, в перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент — современная и старинная музыка Кубани, как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Мы знаем, что казачья песня сопровождается «подыгрыванием» на музыкальных инструментах. Поэтому, предметно — развивающая среда музыкального зала и групповых комнат оснащена разнообразными шумовыми инструментами. Это способствует развитию творческих способностей детей, пробуждает интерес детей к самовыражению, создаёт положительный эмоциональный настрой.
В казачьей семье рядом с бабушкой, мамой всегда пела внучка, дочка, поэтому мы стараемся, чтобы родители были постоянными участниками фольклорных праздников и развлечений. Разученная с маминого голоса песня и исполненная дуэтом перед другими детьми и родителями, приобретает совсем другую ценность. Она является образцом сохранения ныне угасающей песенной традиции казачества.
Не все кубанские песни удобны для исполнения детьми. Современные технические средства позволяют дошкольникам знакомиться с профессиональным исполнением более сложных песен и плясок, которые в этом возрасте ещё не приемлемы для разучивания.
Наш опыт работы подсказывает, что внесение кубанского фольклорного материала в жизнь детей не должно носить обособленный характер, не должно быть оторвано от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. Поэтому педагоги используют в своей работе с детьми современные детские песни кубанских авторов.
Традиции казачьих плясок всегда подразумевали невербальное общение с партнёрами, смену партнёров в танцах. Включение в работу с детьми коммуникативных танцев и игр с использованием различной музыки, в том числе старинных и современных кубанских песен, поддерживает традиции казачьих плясок, так как они построены на импровизации, на смене партнеров в танце.
Большим интересом и творческим стимулом для детей являются выступления перед местными жителями на праздничных концертах, посвященных дню Победы, Международному дню защиты детей. Это помогает наиболее полно раскрыть музыкальные и творческие способности, придаёт детям уверенность, развивает желание к дальнейшему освоению фольклора.
Результатом работы по приобщению к культурным ценностям Кубани является интерес и желание всех детей выражать себя в ансамблевом, хоровом, сольном пении кубанских песен, независимо от их способностей. Дети обучены приёмам пения без сопровождения, свойственные местной исполнительской школе, они умеют проявлять творчество в играх, хороводах, плясках. У дошкольников воспитано положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.
- Сидорова Елена Павловна,
- Серегина Алла Дмитриевна,
- Петросян Ирина Викторовна
музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка.
|