В своей статье я хочу поговорить о готовности детей к школе. Этот вопрос всегда беспокоит как родителей, так и сотрудников детских садов, так как главная цель для воспитателей – подготовить детей к школе. Многие родители стремятся отдать своего ребёнка в школу, как можно раньше, для этого учат читать с 3-4 лет, отдают в развивающие школы, кружки. Но зачастую любящие родители даже не задумываются над таким словосочетанием как «готовность к школе». Так что же это такое?
В первую очередь, надо обратить внимание на здоровье ребёнка, проанализировать предшествующий школе год – часто ли болел ребёнок простудными, вирусными заболеваниями, но и конечно, если в анамнезе ребёнка есть хронические заболевания, стоит отказаться от преждевременной записи в школу. Часто родители приводят такие доводы: мол в первом классе уроки всего по 30 минут, два выходных, уроков не задают и т.д Дорогие родители, да уроки по 30 минут, но их в день 3-4 и проходят они зачастую не в игровой форме, как в детском саду, детям не задают домой решать задачи, писать упражнения, но учить стихи, выполнять рисунки – всё это так же является обязательным. Детям в 6 лет очень трудно справляться с такими нагрузками, а если ещё у ребёнка и трудности со здоровьем, он просто откажется ходить в школу.
Скачать конспект
Следующий аспект, на который надо обратить внимание, перед тем как отдать ребёнка в школу – его социализация – умение ладить с окружающими его детьми, взрослыми. Поговорите с воспитателями, психологом вашего детского сада, что бы узнать, как ваше чадо взаимодействует с детьми в группе, как реагирует на просьбы о помощи со стороны воспитателей, помощника воспитателя, других взрослых, работающих с детьми. Бывает. Что ребёнок с удовольствием играет с детьми в группе, во дворе, выполняет просьбы воспитателей, которые не первый год работают в группе, но стоит прийти мало знакомому человеку, ребёнок замыкается, не идёт на контакт. Это должно вас насторожить, ведь в школе ему придётся сталкиваться с разными взрослыми людьми – не только основной учитель, но и преподаватели по разным дисциплинам: рисование, физкультура и др., а так же технички, охранники – все они в той или иной мере воздействуют на ребёнка. В этой ситуации нужна помощь опытного психолога, а может быть стоит обратиться к неврологу.
Существует масса методик, тестов по которым определяют уровень умственного развития ребёнка. Обычно в детских садах проводят диагностику в начале учебного года и в конце, поинтересуйтесь у воспитателей, какие результаты у вашего ребёнка, над чем стоит поработать. Можно провести диагностику самим, выявить уровень готовности к школе у вашего ребёнка.
Предлагаю вам один из вариантов тестов, по которому вы можете проверить уровень готовности вашего ребёнка к школе.
Тест «Способность к обучению в школе»
Цель: Диагностика готовности детей 5 — 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.
Руководство к тесту
Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 — 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)».
Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Первое задание: «История в картинках» (рис. 4 — 6)
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю,
которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
Оценка задания:
7 баллов — Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов — Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
3 балла — Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла — Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов — Ребенок не смог составить рассказ.
Второе задание: «Знание цвета»
Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл
Третье задание: «Заучивание четверостиший»
Инструкция (состоит из трех этапов):
Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! -
Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила».
1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела!»
2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
«Гудит и вьется над цветком
Прилежна и мила».
3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.
Оценка задания:
8 баллов — Правильное полное воспроизведение всех трех частей.
5 баллов — Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла — Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла — Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
0 баллов — Набор бессмысленных слов или полный отказ.
Четвертое задание: «Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок: яблоко,
|