Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Гизатуллина Эльвира Тагировна. Семинар практикум педагога психолога в ДОУ



Гизатуллина Эльвира Тагировна. Семинар практикум педагога психолога в ДОУ

Семинар практикум педагога психолога в ДОУСеминар-практикум педагога психолога в ДОУ.
Тема: Психологические особенности детей дошкольного возраста
Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации индивидуального подхода к детям на основе возрастных групп.
Материалы: Таблицы «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для каждой возрастной группы, Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, атрибуты к игре «Ромашка».
Ход занятия:
Вступительная беседа:
Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Каждая образовательная программа построена с учётом определённых принципов. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой строится на основе следующих принципов:
·         Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка
·         Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
·         Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
·         Творческая организация процесса воспитания и обучения
·         Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка
·         Уважительное отношение к результатам детского творчества
·         Единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи
·         Соблюдение преемственности в работе  детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста
Соблюдение всех этих принципов возможно только в том случае, если педагог будет знать психологические особенности детей: как индивидуальные, так и возрастные. Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка происходит в процессе общения с ним. А вот о возрастных особенностях мы и поговорим сегодня.
Работа по заполнению таблиц:
Каждая возрастная группа получает таблицу «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» (Приложение 1) для своего возраста и, пользуясь Методическими рекомендациями к программе, заполняет её. Затем идёт обсуждение заполненных таблиц.
Игра «Ромашка»
Перед педагогами раскладывается цветок. На его лепестках написан  вопрос. Каждый педагог тянет  лепесток, готовится и отвечает на поставленный вопрос.
Вопросы на лепестках «Ромашки»
·         Чем характеризуется год «большого скачка» (2 – 3 года) (основные изменения: интенсивное развитие речи, появление целенаправленности, начало осознания самого себя)
·         Почему происходит «кризис трёх лет»? Назовите его симптомы. (Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независимым от взрослых, окружения. Его симптомы: негативизм – стремление всё делать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших; упрямство – он проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу; строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми; своеволие  - всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых; протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам; деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям)
·         Назовите характерную особенность детей четвёртого года жизни. (Это их стремление к самостоятельности)
·         Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка в детском саду. (Хорошие, доброжелательные отношения с воспитателем)
·         Какое новообразование появляется у пятилетнего ребёнка? (Появление произвольности – целью деятельности ребёнка являются не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением)
·         Что означает психологическая подготовка к школе? (она включает в себя: формирование определённого отношения к учёбе в школе как серьёзной и социально значимой деятельности, т.е. мотивацию учения; обеспечение определённого уровня интеллектуального развития; развитие эмоционально-волевой сферы)
·         Как ребёнок постигает социальный мир? (Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.)
Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья
Педагогам вручаются памятки (Приложение 2). Зачитывается и обсуждается содержание этих памяток.
Итог встречи
На сегодняшнем занятии мы попытались освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп. Эту информацию вам необходимо использовать в своей работе для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении детей. (Таблицы и памятки педагоги забирают с собой)
Приложение 1
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(ранний возраст 1,5 -  3 года)


 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми.

·        Учить нормативным и специфическим действиям

·        Обеспечить процесс обобщения

·        Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным

2. Овладение ребёнком ходьбой

·        Предоставить пространство для передвижения

·        Создавать препятствия для преодоления их во время ходьбы

 

3. Развитие наглядно – действенного мышления

·        Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности

·        Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности

·        Предоставлять материал для экспериментирования

4. Развитие речи

·        Использовать просьбы и обращения к ребёнку

·        Давать для прослушивания инсценировки детских сказок

·        Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов

·        Создавать речевые ситуации

5. Начало развития игровой деятельности

·        Обучать различным действиям с игровыми предметами

·        К концу третьего года вводить игрушки заместители

·        Обогащать репертуар игровых действий с предметом

6. Развитие изобразительной деятельности

·        Предлагать варианты дорисовывания предметов

·        Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности

7. Развитие восприятия

·        Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме

8. Развитие чувства самостоятельности

·        Поощрять инициативу детей к самостоятельности

9. Развитие чувства гордости и стыда

·        Не ругать детей

·        Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним

10. Идентификация с именем и самооценка

·        Поощрять инициативу ребёнка и положительно подчёркивать его достоинства

11. «Кризис трёх лет»

·        Находить посильные поручения

·        Поощрять самостоятельность

·        Проявлять терпение к ребёнку

 

 

Приложение 2

 

Организация работы с детьми дошкольного возраста

 в разных возрастных группах

(младший возраст 3 -  4 года)

 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Игра – ведущий вид деятельности

·        Обучать действиям с игрушками заместителями

·        Разучивать различные игровые действия

·        Развивать представление о том, во что можно играть с предметом и как

2. Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов)

·        Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов

·        В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов

3. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление

·        Использовать механические устройства и игрушки

4. Начинает формироваться наглядно-образное мышление

·        Знакомить с преобразованиями предметов

5. Формирование эгоцентрической пространственной позиции

·        Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребёнка

6. Совершенствование воображения

·        Использовать ситуации, развивающие воображение

7. Поведение носит ситуативный характер

·        Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребёнок

 

Приложение 3

 Организация работы с детьми дошкольного возраста

 в разных возрастных группах

(средний возраст 4 -  5 лет)

 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий)

·        Знакомить с разными игровыми ролями

2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов)

·        Использовать схематические изображения для их последующей детализации

3. Продолжает развиваться восприятие

·        Давать задания на классификацию предметов по  форме, величине и цвету

4. Совершенствуется ориентация в пространстве

·        Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа

·        Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого

5. Интенсивно развивается образное мышление

·        Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем

·        Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением

6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством)

·        Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником

·        Заложить традицию чтения книг

·        Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов

·        Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т.д.)

7. Моральное развитие

·        Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной

·        Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь

8. Дифференциация межличностных отношений

·        Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении

9. Развитие образа «Я» и его детализация

·        Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха

10. Начало формирования произвольного морального поведения

·        Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка

·        Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений

 

 

Приложение 4

 Организация работы с детьми дошкольного возраста

в разных возрастных группах

(старший возраст 5 -  7 лет)

 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений – реальные и игровые)

·        Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей

·        Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства

·        Включать в игровую деятельность всех детей

2. Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах)

·        Систематизировать представления о цветах и формах предметов

·        Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры

 

3. Дальнейшее развитие образного мышления (решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу)

·        Использовать наглядное моделирование различных ситуаций

·        Знакомить с различными сторонами действительности

·        Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств

4. Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций

·        Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам

5. Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы)

·        Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками

6. Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности)

·        Предлагать задания творческого характера

·        Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества

·        Использовать в работе метод проектов

 

 

Приложение 5

Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья

 

1.                               Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.                                  Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться

2.                               Содействовать эмоциональному благополучию                                             В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия

3.                               Помочь ребёнку осознавать свои эмоции                                       Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»    

4.                               Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими                       Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу  

5.                               Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.                 Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время                                                     

                   

 

Просмотров: 363
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Светлана Медведева. Условия формирования экспериментально-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
  • Коновалова Светлана Ивановна. Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах
  • Журавлева Марина Владимировна, Преснякова Валентина Петровна,. Статья «Организация игровой деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Бабинец Ольга Анатольевна. Методические рекомендации по организации сюжетных игр в разных возрастных группах.
  • Уляшина Лия Анатольевна. Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Безаева Елена Анатольевна. Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь