Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'

В моей практике большая часть обращений родителей, для индивидуальной работы, по поводу агрессивного или другого трудного поведения их ребенка. Работая с такими детьми дошкольного возраста, я особо обращаю внимание на эмоциональные потребности таких детей. Важный инструмент в такой работе - концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории трансактного анализа (ТА), по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:
1. Стадия существования ( от 0 до 6 месяцев);
2. Стадия действия ( от 6 до 18 месяцев);
3. Стадия мышления ( от 18 до 3 лет);
4. Стадия идентичности и силы ( от 3 до 6 лет);
5. Стадия структуры ( от 6 до 12 лет);
6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения ( от 12 до 18 лет).
На каждой стадии развития ребенок выполняет определенные задачи и принимает определенные решения. Родители, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом возрасте. На данном этапе развития ( до 6 лет), родители проявляя "правильное" и "полезное" поведение в воспитании помогают ребенку принимать и решать ряд задач: жить и процветать, доверять людям, безопасно исследовать мир, доверять своим ощущениям, выражать чувства и справляться с ними, устанавливать идентичность собственной личности.
Но проявляя "вредное" поведение в воспитании, такое как: непоследовательность, игнорирование, высмеивание, критика за исследование и т.д. ребенок принимает детские решения в ответ на такой опыт взаимодействия с родителями. Эти решения являются основными компонентами жизни ребенка, которые ограничивают его жизнь. Ребенок начинает проявлять социально неприемлемое поведение, отказывается исследовать мир, выходит из-под контроля, бьет, кусается. Ребенок, как никто другой, может верить в то, что его поведение могет помочь ему достичь того, в чем он нуждается. Чем младше ребенка приводят на прием, тем больше я использую невербальные интервенции, т.е. рисунки или игры. Об одной из таких методик я хотела бы рассказать подробней.

"РАЗГОВОР С РУКАМИ"

Цель: развитие позитивного самовосприятия, отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Задачи: Облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия, эмпатии, исследование и выражение чувств в социально приемлемой форме, обучение безопасному способу разрядки, развитие чувства внутреннего контроля.

Возрастные рамки: до 6 лет.

Инвентарь: карандаши, лист бумаги.

Ориентировочное время работы: 30 мин.

Алгоритм работы: В эту игру играют, если ребенок склонен к дракам, разрушению, существуют коммуникативные проблемы, полезна детям с аутизмом. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем "оживить" их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, распрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит:"Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина",- и предлагает заключить с непослушными пальчиками "договор", что они, например, в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, рисовать, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для детей с дефицитом внимания назначают меньший срок- 1-2 дня (или несколько часов). После того, как ребенок вступает в игру, через оговоренный промежуток времени повторяют рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина , а также предложив большой срок действия "договора".
Примерный список задаваемых вопросов:
1.Как их зовут?
2. Сколько им лет?
3. Где они находятся?
4.Что они видят вокруг себя?
5. Есть ли кто-нибудь рядом?
6. Кто это?
7. Что они говорят пальчикам?
8. Что они отвечают?
9. Слышишь ли они какие-нибудь другие звуки?
10. Может быть они чувствуют какие-то запахи или ощущают что-то на вкус?
11. Может быть они испытывают физические ощущения или эмоции?
12. Кто из них главный?
13. Кто из них помогает друг другу?
14. Кто из них борется друг с другом?
15. Кто из них слабее?
16. Кто сильнее?
17. Любят ли они ходить в детский сад?
18. Что их больше всего обижает?( а не кто)
19. За что их ругают?
20. Что они делают когда им плохо?
21. Какое их любимое блюдо?
22. Чтобы они хотели, чтобы им подарили?
23. Что они больше всего любят?
24. Как они относятся к своей маме, папе?
25. Что им сейчас больше всего хочется?
26. Что им сейчас больше всего хочется сделать?
27. Что пальчики хотят, чтобы сделал взрослый сейчас (психолог)?

Выводы: Данная техника проста в исполнении и рекомендована для специалистов работающих с детьми. Причем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным материалом, важен сам процесс взаимодействия с ребенком. При этом и у ребенка, и у взрослого, благодаря игровой ситуации, есть возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания, образно рассказать о себе и о своих проблемах. "Оживляя" пальчики, ребенок ощущает взрослую ответственность за их действия, за их "жизнь", слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочуствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. В процессе работы с ребенком получаю ответы на такие вопросы:
1. В чем ребенок нуждается.
2. Какие чувства у ребенка позволены , а какие запрещены.
3. Какая у ребенка роль в семье.
4. Какие запреты ребенок слышит.
5. Какие решения ребенок принимает.
6. В каких разрешениях ребенок нуждается.
7. В какой защите ребенок нуждается.
Данная методика основана на ключевых идеях, которые лежат в основе ТА. Эти идеи разграничивают ТА от любой другой психологической системы. Во-первых в методике используется практический метод ТА: контрактный метод. Заключенный в процессе игры "договор" (контракт), побуждает ребенка делать определенные действия для изменения своего поведения, играя, ребенок учится нести ответственность за свои чувства и поступки, учится брать ответственность за свое поведение. Основываясь на другой идее ТА, что все люди нуждаются в поглаживаниях (акте признания) для поддержания своего физического и психологического здоровья, в процессе самой игры взрослый, дает положительные поглаживания за знакомство, участие, творческие способности, энергию, честность и т.д.( "Ты мне нравишься таким, какой ты есть", " Тебе не обязательно быть злым, драчливым, кричать, чтобы получить то, что ты хочешь"). Это позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе доверия, некоторой интимности, взаимодействия, принятия новых решений т.д. Основываясь на главный принцип ТА: что все люди ОК, хотя их поведение может быть и не ОК, взрослый косвенно убеждает ребенка в том ,что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. В процессе игры, взрослый подтверждает способность ребенка изменять свое поведение, побуждая его такими наставлениями как: " Когда ты захочешь, ты можешь перестать драться (обманывать, выходить из себя и т.д.), "Можеть быть ты и маленький, но когда ты захочешь, ты можешь изменить свое поведение"). Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное восприятие, а с другой стороны он задумывается над проблемой (поведением).
Данная методика способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений.

Литература:
1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Приктикум для детского психолога(2-е изд)/Серия "Практический практикум".-Ростов н/Д: феникс,2005.
2.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПбю: речь, 2003
3.Штайнер К. Сценарии жизни людей
4.Стюарт И., Джоинс В.
В моей практике большая часть обращений родителей, для индивидуальной работы, по поводу агрессивного или другого трудного поведения их ребенка. Работая с такими детьми дошкольного возраста, я особо обращаю внимание на эмоциональные потребности таких детей. Важный инструмент в такой работе - концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории трансактного анализа (ТА), по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:
1. Стадия существования ( от 0 до 6 месяцев);
2. Стадия действия ( от 6 до 18 месяцев);
3. Стадия мышления ( от 18 до 3 лет);
4. Стадия идентичности и силы ( от 3 до 6 лет);
5. Стадия структуры ( от 6 до 12 лет);
6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения ( от 12 до 18 лет).
На каждой стадии развития ребенок выполняет определенные задачи и принимает определенные решения. Родители, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом возрасте. На данном этапе развития ( до 6 лет), родители проявляя "правильное" и "полезное" поведение в воспитании помогают ребенку принимать и решать ряд задач: жить и процветать, доверять людям, безопасно исследовать мир, доверять своим ощущениям, выражать чувства и справляться с ними, устанавливать идентичность собственной личности.
Но проявляя "вредное" поведение в воспитании, такое как: непоследовательность, игнорирование, высмеивание, критика за исследование и т.д. ребенок принимает детские решения в ответ на такой опыт взаимодействия с родителями. Эти решения являются основными компонентами жизни ребенка, которые ограничивают его жизнь. Ребенок начинает проявлять социально неприемлемое поведение, отказывается исследовать мир, выходит из-под контроля, бьет, кусается. Ребенок, как никто другой, может верить в то, что его поведение могет помочь ему достичь того, в чем он нуждается. Чем младше ребенка приводят на прием, тем больше я использую невербальные интервенции, т.е. рисунки или игры. Об одной из таких методик я хотела бы рассказать подробней.

"РАЗГОВОР С РУКАМИ"

Цель: развитие позитивного самовосприятия, отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Задачи: Облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия, эмпатии, исследование и выражение чувств в социально приемлемой форме, обучение безопасному способу разрядки, развитие чувства внутреннего контроля.

Возрастные рамки: до 6 лет.

Инвентарь: карандаши, лист бумаги.

Ориентировочное время работы: 30 мин.

Алгоритм работы: В эту игру играют, если ребенок склонен к дракам, разрушению, существуют коммуникативные проблемы, полезна детям с аутизмом. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем "оживить" их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, распрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит:"Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина",- и предлагает заключить с непослушными пальчиками "договор", что они, например, в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, рисовать, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для детей с дефицитом внимания назначают меньший срок- 1-2 дня (или несколько часов). После того, как ребенок вступает в игру, через оговоренный промежуток времени повторяют рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина , а также предложив большой срок действия "договора".
Примерный список задаваемых вопросов:
1.Как их зовут?
2. Сколько им лет?
3. Где они находятся?
4.Что они видят вокруг себя?
5. Есть ли кто-нибудь рядом?
6. Кто это?
7. Что они говорят пальчикам?
8. Что они отвечают?
9. Слышишь ли они какие-нибудь другие звуки?
10. Может быть они чувствуют какие-то запахи или ощущают что-то на вкус?
11. Может быть они испытывают физические ощущения или эмоции?
12. Кто из них главный?
13. Кто из них помогает друг другу?
14. Кто из них борется друг с другом?
15. Кто из них слабее?
16. Кто сильнее?
17. Любят ли они ходить в детский сад?
18. Что их больше всего обижает?( а не кто)
19. За что их ругают?
20. Что они делают когда им плохо?
21. Какое их любимое блюдо?
22. Чтобы они хотели, чтобы им подарили?
23. Что они больше всего любят?
24. Как они относятся к своей маме, папе?
25. Что им сейчас больше всего хочется?
26. Что им сейчас больше всего хочется сделать?
27. Что пальчики хотят, чтобы сделал взрослый сейчас (психолог)?

Выводы: Данная техника проста в исполнении и рекомендована для специалистов работающих с детьми. Причем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным материалом, важен сам процесс взаимодействия с ребенком. При этом и у ребенка, и у взрослого, благодаря игровой ситуации, есть возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания, образно рассказать о себе и о своих проблемах. "Оживляя" пальчики, ребенок ощущает взрослую ответственность за их действия, за их "жизнь", слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочуствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. В процессе работы с ребенком получаю ответы на такие вопросы:
1. В чем ребенок нуждается.
2. Какие чувства у ребенка позволены , а какие запрещены.
3. Какая у ребенка роль в семье.
4. Какие запреты ребенок слышит.
5. Какие решения ребенок принимает.
6. В каких разрешениях ребенок нуждается.
7. В какой защите ребенок нуждается.
Данная методика основана на ключевых идеях, которые лежат в основе ТА. Эти идеи разграничивают ТА от любой другой психологической системы. Во-первых в методике используется практический метод ТА: контрактный метод. Заключенный в процессе игры "договор" (контракт), побуждает ребенка делать определенные действия для изменения своего поведения, играя, ребенок учится нести ответственность за свои чувства и поступки, учится брать ответственность за свое поведение. Основываясь на другой идее ТА, что все люди нуждаются в поглаживаниях (акте признания) для поддержания своего физического и психологического здоровья, в процессе самой игры взрослый, дает положительные поглаживания за знакомство, участие, творческие способности, энергию, честность и т.д.( "Ты мне нравишься таким, какой ты есть", " Тебе не обязательно быть злым, драчливым, кричать, чтобы получить то, что ты хочешь"). Это позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе доверия, некоторой интимности, взаимодействия, принятия новых решений т.д. Основываясь на главный принцип ТА: что все люди ОК, хотя их поведение может быть и не ОК, взрослый косвенно убеждает ребенка в том ,что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. В процессе игры, взрослый подтверждает способность ребенка изменять свое поведение, побуждая его такими наставлениями как: " Когда ты захочешь, ты можешь перестать драться (обманывать, выходить из себя и т.д.), "Можеть быть ты и маленький, но когда ты захочешь, ты можешь изменить свое поведение"). Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное восприятие, а с другой стороны он задумывается над проблемой (поведением).
Данная методика способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений.

Литература:
1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Приктикум для детского психолога(2-е изд)/Серия "Практический практикум".-Ростов н/Д: феникс,2005.
2.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПбю: речь, 2003
3.Штайнер К. Сценарии жизни людей
4.Стюарт И., Джоинс В.

 

Просмотров: 622
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Лаштабега Кристина Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ. КАКИЕ ОНИ?
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Презентация 'Рыбы Какие они'
  • Редактор. Православные святые Петр и Феврония - кто они?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Артюкова Анастасия Сергеевна. Проект на тему: Деревья. Какие они?
  • Чагаева Нина. Презентация проекта 'Растения - фитотерапевты. Кто они?'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Арапова Лариса Ивановна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Бобры – какие они?»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь