Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок

Сколько должен спать ребенок

Сколько должен спать твой ребенок? Что делать, если он ни в какую не желает спать в кроватке, но мгновенно засыпает на ручках? И как прогнать из младенческого сна "страшного волчка"?

Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит. Это обычный человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус ("когда не спят – они едят, когда едят – они не спят").

Неудивительно, что сон, как глобальное явление, играет важную роль в человеческом бытие. И, как всякое глобальное явление, процесс сна окружен множеством самых разнообразных проблем. Было бы несправедливо оставить эти проблемы без рассмотрения, особенно с учетом того факта, что вопросы, связанные с питанием, гулянием и отдыхом, мы уже обсуждали.

Начнем с попытки принципиально разобраться с самим явлением. Что такое сон? Для чего он вообще нужен? В течение многих лет ученые придерживались довольно наглядной, логичной и убедительной теории, согласно которой бодрствование сопровождается накоплением в организме человека определенных веществ (факторов сна), вызывающих "усталость мозга". Для нейтрализации этих самых веществ и нужен сон, во время которого "факторы сна" разрушаются, отдохнувший мозг получает возможность бодрствовать, а владелец мозга – вести активный образ жизни.

Приведенная выше теория подкупает своей абсолютной понятностью даже не специалистам. Со специалистами сложнее – пытаясь доказать абсолютно понятные вещи они десятилетиями пытались и пытаются обнаружить "факторы сна". Но ничего не получается. Чем больше люди исследуют сон, тем меньше понимают смысл этого явления - нет убедительных ответов на вопрос: зачем человеку следует 1/3 жизни тратить на непродуктивное пребывание в кровати?

Но, какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности показывает: сон жизненно необходим. Ну, вот так природой заведено: нормальная жизнедеятельность животных (человек здесь рассматривается как частный случай особо умного животного) невозможна без особой формы работы головного мозга, которая носит название сна.

Отношение родителей к детскому сну весьма существенно меняется по мере роста ребенка, как меняются и проблемы, окружающие сам сон. Обсуждение этих проблем вполне целесообразно разбить на три взаимосвязанных части: 1. Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни); 2. Сон здоровых детей; 3. Взаимосвязь сна и болезней. Рассмотрим их по порядку.

Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни).
Большую часть суток новорожденный спит. Поскольку кроме сна он еще и ест, очевидна теснейшая взаимосвязь этих процессов. Наличие или отсутствие "режима сна" зависит от наличия или отсутствия "режима еды". Очевидный вывод – система вскармливания коренным образом определяет ответ на вопрос: "когда и сколько спать?"

В настоящее время большинство педиатров перестали рекомендовать матерям "строжайшее соблюдение режима питания", что подразумевало кормление с интервалом в 3 часа с обязательным ночным перерывом в 6 часов. Все больше поклонников (как в среде педиатров, так и среди родителей) находит система свободного вскармливания. Суть этой системы – ребенка кормят тогда, когда он захочет есть. Обязательный ночной перерыв, когда голодный ребенок часами орет и таким образом "приучается к дисциплине", уже не советуют, вполне справедливо считая его (ночной перерыв) сознательным издевательством над всеми членами семьи.

Сон младенцев – один из главнейших показателей их здоровья. Ребенок спит до тех пор, пока не срабатывает чувство голода. Если сыт, но не спит - значит что-то не так. Не так либо со здоровьем, либо с тем местом, где ребенку приходиться спать (жарко, холодно, мокро и т.п.). По мере того, как ребенок растет, появляются и удлиняются эпизоды бодрствования, но они не должны (в норме, разумеется) проявляться криками и воплями. Если в наличии и то, и другое – причины те же: проблемы либо со здоровьем, либо со средой обитания.

Один из наиболее принципиальных вопросов – детская комната. Вне зависимости от того исключительно ли это детская комната или одновременно детская плюс спальня родителей, существует ряд определенных требований, соблюдение которых – ключ к спокойному сну на радость папе и маме.

Необходимое уточнение: употребляя словосочетание "детская комната" автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о "детской спальне", но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе, настолько странную, жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы с жилплощадью.

Главное определение, которое можно применить к детской комнате, – ответ на вопрос "чем дышать?" Нет ничего более вредного для ребенка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и теплый воздух:

- оптимальная температура - 18-20°С;
- лучше 16°С чем 22°С;
- лучше лишняя распашонка, чем самый наилучший обогреватель;
- в детской комнате не желательны никакие накопители пыли – ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки и любые предметы, недоступные влажной уборке.

Крайне желательно, чтобы кроватка была деревянная. Никаких подушек!!! Матрац – ровный и жесткий.

В принципе, детская комната предназначена, главным образом, для сна в ночное время. Днем ребенку желательно спать на свежем воздухе и меры здесь нет (т.е. много не будет). Очевидно, что для младенцев, в отличие от детей других возрастных групп, сон на свежем воздухе равносилен гулянию. Поэтому мы не будем повторяться, а читателей, желающих выяснить, как все-таки следует гулять (где, с кем, когда и сколько) адресуем к статье "Гуляем" в третьем номере МЗ за этот год.

В комплексе проблем, окружающих сон младенцев, особняком стоят две:
1. Не спит, пока не укачаем;
2. Не спит в кровати, но прекрасно спит на руках у мамы.

По поводу укачивания заметим, что у детей довольно слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется "укачали". Малыша, привыкшего к качанию, отучить довольно сложно. Понятно, что лучше не начинать, поскольку укачивание не очень полезно для ребенка и не очень приятно для его родственников.

Особый вопрос – сон на руках. С точки зрения Природы, новорожденный человеческий детеныш неразлучен с матерью. Не может дикая человеческая самка оставить малыша одного и уйти. Описанная взаимосвязь реализуется в виде конкретного инстинкта – не ощущая рядом ничего крупного и теплого, ребенок испытывает инстинктивный страх и призывно орет. Взяли на руки – инстинкт реализовался, и малыш замолчал.

Выраженность описанного инстинкта у детей разная. Отсюда и разная острота проблемы сна на руках у взрослых. Но главное в другом – не находя реализации инстинкт угасает. Поэтому, сутками просиживая с ребенком на руках, – лишь бы в доме было тихо, – родители только поддерживают инстинкт, замыкая порочный круг. Надо потерпеть. Иногда достаточно одного-двух дней, иногда недели – тут уж как кому повезет. Важно лишь быть уверенным в том, что именно инстинктивные страхи являются первопричиной детских воплей. Убедиться в этом, кстати, совсем не сложно - ни одна болячка не пройдет только оттого, что ребенка взяли на руки. Так что если дитя пищит и на руках, и в кровати – ищите болезни или неудовлетворенные желания (т.е. хочет, но не может поесть, попить, пописать, покакать и т.д.). Но если на руках молчит, а в кровати орет – наберитесь терпения.

И в заключение подчеркнем: здоровый ребенок, который нормально развивается, сам знает, сколько ему надо спать. Неправильно будить малыша только потому, что, по мнению родителей, ему пора заниматься чем-то другим – есть, например. Для нормального развития и нормального здоровья сон имеет не меньшее значение, чем еда.

Сон здоровых детей
Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать – сколько раз и сколько часов. Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.

От 1-го до1,5 лет: количество периодов дневного сна – 2 (1-й – 2-2,5 ч., 2-й – 1,5 ч.); ночной сон – 10-11 ч.;

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна – 1. Его продолжительность – 2,5-3 ч.; ночной сон – 10-11 ч.;

2-3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2-2,5 ч.; ночной сон – 10-11 ч.;

В дальнейшем – до 7 лет – рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч.), ночной сон – 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать. Ну, а ночью – не менее 8-9 ч.

Отдав долг "нормам" рассмотрим конкретные проблемы.

Все, что было выше написано про детскую комнату, не имеет возрастной специфики – в любом возрасте оптимальна температура – около 18-20°С. В любом возрасте не желательны накопители пыли.

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым – сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии). Естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти биологические "фокусы".

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым) определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов – упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.

Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.

Основная родительская проблема – "не хочу спать". Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.

Отмечу, что родительский лозунг "пора спать" может быть продиктован интересами самих родителей - папа хочет спать, или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра.

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой "не уложишь – не поднимешь". Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на "жаворонков" и "сов").

Рациональных способов борьбы с детским "не хочу спать" три.

Способ первый. Увеличение физических нагрузок: спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.

Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам. По крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.

Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учет стремления детей к копированию взрослых. Тема "пора спать" вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение: "отправляйся в постель", тем больше возникает проблем.

Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у абсолютно здоровых детей.

Часто просыпаются с чувством жажды. Основная причина (99%) – нарушение главного правила детского сна: чистая прохладная детская комната. Причины понятны – пересыхают слизистые оболочки (тепло, сухо, обогреватели, ковры, пыль). Если вовремя не изменить физические параметры детской комнаты, "ночное питье" закрепляется в виде рефлекса.

Скрежетание зубами во сне. В народных массах нет расхождений при ответе на вопрос о причине этого явления. Абсолютно всем хорошо известно: "коль дитя скрипит зубами - значит, мается глистами". Сие положение, не находит однако, подтверждения. У скрипящих зубами глисты, конечно, встречаются, но не чаще чем у других – зубами не скрипящих. Ни врачи, ни ученые-физиологи, много лет изучающие сон, не знают из-за чего это происходят. Но в одном убеждены точно – это не болезнь. С временем это проходит, хотя два отрицательных момента тут есть – не слишком приятно с эстетический точки зрения, и вполне реальна возможность повреждения зубов.

Существует теория, согласно которой причина скрежетания во сне зубами – рудиментарный (т.е. недоразвитый, остаточный) рефлекс, аналогичный рефлексам животных, которые таким образом точат себе зубы.

Ночное недержание мочи или энурез. Это весьма неприятное явление имеет место у 10% детей. Существуют десятки способов фармакологической и психотерапевтической коррекции этого явления. Ни один из этих способов не является абсолютно эффективным, хотя отдельные методики у отдельных детей приводят к прекрасным результатам. Врачам причины энуреза до сих пор неизвестны. Предполагают, что в созревающем мозге иногда формируется особый очаг, который в определенной фазе сна запускает рефлекс опорожнения мочевого пузыря. А поскольку речь идет именно о созревающем мозге, энурез рано или поздно прекращается.

Ночные страхи. Наиболее часто они имеют место в возрасте 3-8 лет и в периоде полового созревания. Особой опасности не представляют, но их частота и выраженность во многом зависят от психологической атмосферы в семье и от элементарного здравого смысла родителей: страшные сказочки перед сном, телевизионные ужастики, рассказы про деда Бабая и про непослушного мальчика, которого утащил злой собака-Барбос. Индивидуальная детская комната увеличивает вероятность ночных страхов – вместе с родителями спать поспокойнее.

В то же время страхи на этапе отхода ко сну (боязнь темноты, тишины, шума ветра за окном) требуют уважительного к себе отношения. Ни в коем случае не высмеивать их, а, может быть, и посидеть рядышком, пока не уснет.

Важнейшим правилом, регламентирующим отношение родителей к любым детским ночным проблемам, является максимально возможная доброжелательность.

Чтобы не делал ребенок во сне, – скрипел зубами, мочился в постель, ходил, разговаривал, храпел-сопел – он этого не делал. Это был не он, думающая часть детских мозгов не имела никакого отношения ко всем вышеописанным процессам. Еще раз напомню: самые-пресамые специалисты до сих пор не могут понять, что такое сон и для чего надо спать. Все во сне происходящее во многом остается тайной за семью печатями, и ругать ребенка за мокрую постель, по меньшей мере, неразумно.

Сон и болезни.
Сон ребенка любого возраста является одним из важнейших критериев состояния здоровья.

Любые существенные отклонения от режима сна – внезапное пробуждение в необычное время и особенно (!) желание спать в необычное время – являются весьма тревожным признаком и требуют особой бдительности со стороны родителей: измерить температуру тела, порасспрашивать: "что болит-не болит?", лишний раз проснуться ночью – посмотреть, потрогать лобик.

Следует помнить, что сонливость – типичное проявление высокой температуры тела и критического дефицита жидкости в организме.

Если врачебные назначения не могут быть выполнены из-за сонливости (не пьет жидкость, не хочет глотать лекарства) – это однозначное показание к немедленной госпитализации.

Во время любой болезни, но особенно при острых респираторных заболеваниях, первостепенное внимание должно уделяться детской комнате. Факторы, рассматриваемые нами в качестве желательных для ребенка здорового, становятся обязательными при развитии болезней.

Любая респираторная вирусная инфекция сопровождается повышенным образованием слизи на всем протяжении дыхательных путей – от слизистой оболочки носа, до бронхов. Высыхание этой слизи – важнейший фактор риска, многократно повышающий риск бактериальных осложнений. Скопление и высыхание слизи во время сна более вероятно (более душно, ребенок не двигается и не пьет). Отсюда обязательное условие сна больного ребенка: теплая одежда, но чистый, прохладный и влажный воздух. В течение дня – многократная влажная уборка.

Некоторые, хотя и вполне очевидные моменты, касаются ночных действий родителей при детских болезнях. Не закрывать дверь в детскую комнату, быть рядом, напоить, переодеть, успокоить, лишний раз измерить температуру.

В целом режим сна больного ребенка может меняться самым существенным образом: смещаются привычные часы сна, изменяется (как правило, удлиняется) их продолжительность. Это вполне естественно, но важнее другое – восстановление обычного режима сна является важнейшим признаком выздоровления.


Комаровский Е.О.

supermama.nm.ru

Просмотров: 1139
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Белейчук Юлия Викторовна. Как уложить малыша спать
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Белошапка Людмила Григорьевна. Консультация для родителей ТЕМА: «Ребенок играет»
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Редактор. Стихи для родителей - Не жалейте время на детей
  • Иваненко Ксения Васильевна. Решение проблем с послушанием детей 'Гонка на время'
  • Козлова М. В., Гудкова Л. З. Сапрунова Е. С. Зубкова Н. А. Сухачева Н. А.. Сценарий спортивного развлечения «Голубая сказка» в ГКП «Особый ребенок» с участием родителей и специалистов.
  • Елена Сергунина. Анкета для родителей 'Готов ли ребенок к детскому саду?'
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Пироженко Елена Ивановна. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь