Агишева Оксана Владимировна педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надым»
Занятие № 1
Цель:
- Познакомить детей с опытом работы в группе, установить основные правила и обсудить вопросы доверия.
- Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей, развивать эмпатию и навыки общения.
- Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание и память.
- Закрепление словесного обозначения величин, навыков счёта и речи.
- Познакомит детей с буквами.
Оборудование: карточки с разными предметами, карточки с именами детей, карточки с буквами, карточки для игры «Помоги судье», пустые бланки к игре «Запомни и нарисуй», чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик, музыка леса с голосами птиц. Презентация «Русский алфавит».
Скачать конспект
Ход занятия:
Р.Д. «Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы посетим загадочную Страну Имен. Каждого из вас как-то зовут, этими красивыми именами вас назвали мамы, папы, бабушки или дедушки. Они наверняка долго думали, выбирали ваше имя. Так вот сегодня мы поближе познакомимся с вашими именами. В Страну Имен мы поедем на паровозе.
Обсуждение правил:
В нашей маленькой группе будут правила. Как вы думаете для чего нужны правила? Что бывает в жизни, когда кто-то нарушает правила (дорожно-транспортные, если не по правилам готовить еду). Как вы считаете, для чего нужны правила в нашей группе?
Правила:
- у каждого из вас будет возможность высказаться.
- в нашей группе не дерутся и не ругаются.
- все ребята говорят по очереди.
Окружающий мир:
Игра «Паровозик имен»
Психолог: «Паровозик у нас будет необычный, у каждого вагона — свое имя, Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами:
«Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.)
Психолог: Замечательный у нас получился паровозик. Вот мы и приехали в страну имен (детей встречают нарисованные пиктограммы с грустными лицами).
Посмотрите какие у них грустные лица. Давайте спросим, что же случилось? Ребята оказывается им стало скучно поэтому они и загрустили давайте мы их развеселим. А как же мы можем их развеселить (песенку спеть, стихи почитать, станцевать). А я вам предлагаю рассказать им стишок при помощи пальчиков. Стишок называется «Пальчики».
Пальчиковая игра:
Пошли пальчики гулять, (пробегают пальчиками по коленям) Стали листья собирать: Красный листик, желтый листик. А потом давай считать: (поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому)
1,2, 3, 4, 5! (поочередно загибают пальцы на одной руке) Сколько листиков собрали? (протягивают вперед ладошки) Пять! (поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы) С листьями осенними
Будем мы играть, С листьями осенними Будем танцевать.
Психолог: Вы ребята, так понравились жителям, что они решили провести вас по Стране Имен. Они предлагают вам посетить волшебный лес (включается музыка «Звуки леса». Вы слышите, как чудесно поют птицы? Назовите каких птиц вы знаете? Только одна птичка грустит и не поет веселую песенку.
Игра «Колокольчик».
Психолог: Вот эта птичка (педагог достает колокольчик).
Чтобы она запела, вы должны назвать ей свое имя. Каждый из вас подойдет к колокольчику, назовет свое имя и позвонит, а потом позовет следующего, называя его по имени. (дети выполняют задание.)
Подготовка к письму:
Психолог: Молодцы, ребята! Жители волшебной страны приготовили для вас сюрприз. Сюрприз находится в шкатулке, давайте посмотрим. Ой, посмотрите они вам приготовили карточки с вашими именами. Надо раскрасить буковки разноцветными карандашами. (дети читают свои имена)
Математика:
Игра «Помоги судье»
Психолог: зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыжкам. Каждый заяц взял табличку с номером. Внимательно посмотрите на картинку и подскажите медведю, какие номера пропущены, а какие встречаются дважды. Сколько зайцев изображено на картине?
Логоритмика «Зайчики»
Жили-были зайчики (показываем ушки на макушке) На лесной опушке (разводим руками перед собой) В серенькой избушке. (сложить руки над головой в домик) Мыли свои ушки (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапки (имитировать мытье лапок) Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваясь в обе стороны) Одевали тапочки (выставляем поочередно ноги).
Творчество:
Рисунок Живая рука.
Психолог: Перед вами лежат листы бумаги.
Возьмите в руку карандаш, другую положите на середину листа и обведите свою руку, каждый пальчик в
отдельности. Затем раскрасьте их цветными карандашами, нарисуйте глазки, нос и рот. Молодцы!
Двигательное развитие:
Игра «Дотронься до...»
Психолог: А теперь давайте поиграем в новую игру.
Все вы одеты по-разному. И когда я скажу: «дотронься до... синего», вы внимательно посмотрите друг на друга и, обнаружив в одежде у кого-то что- то синее, дотроньтесь до этого цвета. (Цвета в команде меняются. Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Затем можно предложить детям дотронуться до того, кто самый высокий или низкий, у кого самые светлые волосы и т. д.)
Физкультминутка
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел: Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. Развитие мелкой моторики: Игра «Запомни и нарисуй»
Психолог: А сейчас я вам предлагаю послушать слова и их запомнить: «Самолет, квадрат, речка, солнце, снег, дождь, колобок, снеговик, туча». Теперь кто, какие слова запомнил, нарисуйте их.
Математика:
Упражнение «Что изменилось»
Психолог: «А теперь потренируем внимание. Внимательно посмотрите на картинки. Закройте глаза... (Психолог, вносит изменения в состав оставшихся картинок, убирал, либо заменяя, добавляя новые.) Открывайте глазки. Что изменилось?» (Упражнение проводится 3-4 раза,).
Подготовка к чтению:
Сказка «Про буквы»
Чтение сказки после этого дети выбирают ту букву на которую начинается их имя.
Аленка в гостях у букв в Новогоднюю ночь
А
Жила-была маленькая девочка, лет пяти, Алёнка. Однажды вечером, как раз под Новый год, выглянула она в окно, а там — А и Б сидят на трубе! Узнала Алёнка, что прилетели они из Азбуки. Собралась девочка в гости к буквам, ведь адрес у неё есть. Взяла авоську.
Буква А ахает:
— «Ах, а что в ней?»
— «Апельсины в подарок! – отвечает Алёнка, — Новый год ведь».
Б
— «Близко ли буквы живут?» – спрашивает она у буквы Б.
— «Если быстро бежать, то — близко».
А ещё бубнит:
— «Не оброни бант, не потеряй башмачки!»
И тут, конечно, Алёнка, бух!, и упала. А апельсины, бум-бум-бум!, раскатились, не догнать.
В
Встала Алёнка, опять побежала вприпрыжку к Азбуке. Волнуется, как бы ей в гости к буквам не опоздать, а прибыть вовремя. Видит впереди высокие ворота. Внутри – волшебная Азбука.
Буква В вежливо спрашивает её:
— «Вы с визитом? Входите!»
Г
Буква Г глядит гордо, как гусь, и говорит:
— «Запомни главное, в гостях — голову не терять, границу дозволенного не переходить, не галдеть! И визит пройдёт гладко».
Д
Девочка и не думала кого-то дразнить плохим поведением.
— «Давайте дружить», — говорит она буквам.
Буква Д дипломатично спрашивает Алёнку:
— «Угадай, что мы в доме всегда делаем в декабре?»
E, Ё
Не успела Алёнка ответить, подбежали к ним две буквы, егоза Е и ершистая Ё, и ехидно говорят: — «Эта загадка – ерунда! Мы маленькую ёлочку или большую Ель ставим и украшаем ежегодно».
Ж
Жаль Алёнке, что буквы давно тут жили-были, а она их не знала прежде. Попросила буква Ж девочку загадать желание. Вот она и говорит:
— «Желаю узнать, как вы тут прежде жили-были?»
З
Засверкала тут как звезда буква З и говорит Алёнке:
— «Зайди в наш заколдованный замок, загляни в зеркало, там записано всё, что было!»
Й
Буква Й запричитала:
— «Ой, ой, ой! Ай, ай, ай! Скорей читай!»
И
Алёнка испугалась:
— «Я могу только в куклы играть, а буквы начала изучать недавно, потому и прибежала издалека!»
Буква И говорит: — «Истина!»
К
Буква К кивает:
— «Какая милая, как кукла! Если не будешь капризничать, научим тебя читать книгу и подарим конфеты».
Л
Алёнке любопытно, что за конфеты у букв. Берёт она в ладошки книгу, что любезно подаёт ей буква Л.
М
Буква М манит её:
— «Начни с этого места, милая девочка!»
Алёнка читает, торопясь:
— «Мама мыла малыша».
Н
Буква Н не довольна:
— «Не правильно! Ты читаешь наугад. Надо выучить все буквы. Тогда тебя ждёт награда! Пойдём знакомиться. Надень-ка ученический наряд!»
О
Тут подкатилась буква О и стала охать:
— «Ох, ох! Ты пока одевайся да охорашивайся, а я зажгу огни и объявлю всем-всем отправляться на...»
П
— «Праздник правописания!» — прокричала буква П.
Подошли все буквы. Алёнка сказала им:
— «Привет!»
Буквы поспешили встать правильно, по порядку и просят девочку:
— «Пиши-читай нас!»
Р
Алёнка берёт ручку, разукрашивает страницу тетради буквами. Буква Р радуется:
— «Какая разумная, скоро сможет написать рассказ!»
С
Буква С спорит:
— «Нет, лучше сказку!»
Алёнка соглашается:
— «Да, в стихах. Смешную сказку о страшном секрете».
Т
Буква Т говорит томно:
— «Люблю тайны!»
И тут какая-то тень легла на тетрадь... Алёнка торопливо подняла голову.
У
Это буква У наклонилась над ученицей и смотрит участливо, спрашивает:
— «Удобно ли тебе за партой? Какая ты умница, как хорошо умеешь писать буквы. Ура!»
Ф
Буква Ф, которая, как известно, имеет большую фигуру, сказала, отдуваясь:
— «Уф-уф! Это ещё не финал. Рано подымать флаг и пускать фейерверки!»
Х
А буква Х хихикнула:
— «Прежде, чем хвалить и хвастаться, надо много и хорошо поработать!»
Ц
Буква Ц с видом царицы подаёт Алёнке цветок, целует её и говорит:
— «И так целый учебный год!»
Ч
И тут в ручке ученицы закончились чернила. Буквы поглядели на часы, а буква Ч говорит:
— «Пора пить чай!» И вот чудо, откуда ни возьмись, появились чашки.
Ш
Буквы стали шуметь, усаживаться за широкий стол. Буква Ш достала из шкафа шоколад и конфеты «Школьные».
Щ
Алёнка говорит:
— «Какое щедрое угощение!»
А буквы отщипывают шоколад, а конфеты кладут себе за щёку. И только щеголиха буква Щ боится испачкаться.
Ь,Ъ
Глядит Алёнка, буквы Ь и Ъ не могут найти себе место у стола. То им слишком мягко, то им слишком твёрдо на стульях сидеть.
Ы
Бегали, бегали Ь и Ъ да и уронили со стула букву Ы.
Заныла та:
— «Ы!»
А обидчикам хоть бы хны. Буквы успокаивают Ы:
— «Не унывай из-за ерунды!»
Э
Буква Э говорит:
— «Эх, не устроить ли нам экзамен для нашего эрудита?»
Буквы удивились и говорят с сомнением: — «Э?»
А эхо за ними повторяет: — «Э, э, э, э!»
Ю
Буковка Ю подскочила, закрутилась юлой и говорит возмущённо:
— «Это что, юмор? Девочка слишком юная для экзамена».
Я
А Алёнка не соглашается:
— «Что вы, я уже большая, мне пять лет!»
Тут буква Я встала из-за стола и говорит:
— «Вот ты и познакомилась со всеми буквами!»
Вспыхнул яркий свет, и стало ясно, что это был всего лишь новогодний сон. Презентация «Русский алфавит».
Массажная пауза «Ёжик»
Мы возьмем в ладошки ежик, И потрем его слегка, Разглядим его иголки помассируем бока. Ёжик я в руках кручу поиграть я с ним хочу
Домик сделаю в ладошках не достанет его кошка.
Итог:
Психолог: «Понравилось вам путешествовать? (Ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Что было трудно? (Ответы детей)
- Что узнали нового? Чему научились? (Ответы детей)
- А какое полезное качество помогало вам сегодня в путешествии? (Ответы детей)
Да, вам помогало внимание. Внимание — это наше умение выбрать важное, главное в данный момент, и сосредоточиться на главном, на какое — то время. У вас всё получалось, потому что вы были очень внимательны. Вы управляли своим вниманием, тем самым вы потренировали и укрепили его.
К сожалению, наша встреча подошла к концу. Давайте прощаться».
Р.Д. А теперь давайте встанем все в круг и дружно скажем: «Всем, всем до свидание».
|