Цель: создание условий для закрепления знаний детей о звуках М и Мь, букве М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей характеризовать звуки [м], [м’] с опорой на различные виды контроля
- закрепить знания детей по теме «Овощи и фрукты»
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов
- развивать у детей фонематический слух и восприятие
- развивать общую и мелкую моторику и артикуляционную моторику
- расширять и уточнять словарь
- развивать мимическую мускулатуру лица
Скачать конспект
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувства сочувствие и взаимопомощи, интерес к деятельности.
Оборудование и материалы: -проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Маша и медведь Миша»; -квадраты синего и зеленого цвета, картинки со звуком М, картинки овощей и фруктов, предметные картинки (мёд, мандарин, малина, молоко, мороженое, морковь); — кассы букв, фишки синего, красного, зеленого цвета для индивидуальной работы; — картинки «Дерево» и «Грядка»
Орг. Момент.
Звучит фонограмма пьесы «Октябрь» П. Чайковского из цикла «Времена года». Дети входят в зал
Логопед: Дети, отгадайте, о каком времени года я скажу:
У избы помоет крышу
Отведет в берлогу Мишу.
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
«Кто ты?» — и услышим … (Осень)
Логопед: Ребята. Нас сегодня пригласили в гости Маша и медведь Миша. Медведь не лег ещё в спячку. Сегодня он покажет какой урожай у него уродился.
(Показ медведя Мишу и девочку Машу). Отправляемся.
Выполняем упражнения
1. Общее расслабление.
Приходите в огород Шаги на месте
Посмотреть, как все растет, Руки поднимать вверх
Все растет, все цветет Потряхивание руками
Никому не тесно. Руки разведены в стороны
Приходите в огород! Толчкообразные движения
Очень интересно Наклон вперёд
2. Развитие общей моторики «Урожай»
В огород пойдём,
Урожай соберём Шаги на месте.
Мы морковки натаскаем «Таскают»..
И картошки накопаем. «Копают»..
Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный! «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный! (Нищева). Показывают круг руками три раза
3. Развитие мелкой моторики.
Покажем какие овощи выросли.
У Лариски –
Две редиски.
У Алёшки –
Две картошки.
У Серёжки сорванца –
Два зелёных огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да ещё у Петьки –
Две хвостатых редьки. По очереди разгибают пальчики из кулачков,.
начиная с большого на обеих руках
4. Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
6. Развитие артикуляционной моторики.
— для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;
— для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
— Для языка: удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5;
покусывать язык зубками.
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
Логопед: -Маша и Миша играли. И заблудились. Они стали звать друг друга
— Рука на диафрагме.
— голосовые упражнения: АУ ИИИИ АУИ АУИ АУИ АУИ.
Логопед: Вот они и нашли друг друга.
8. Загадывание загадок, звуковой анализ отгадок
Миша и Маша приготовили угощение. Нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, чем нас хотят угостить.
В корзине лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.
Загадаю вам загадку.
Вкусный он и очень сладкий.
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают… (Мёд)
Апельсину он братишка,
Но поменьше фрукт-малышка.
Тоже делится на дольки.
Но они поменьше только. (мандарин).
Раскудрявая коса
И блестит на ней роса!
Чья коса лежит на грядке?
Где оранжевые пятки?
В землю спрятала плутовка,
Витаминная... (морковка)
Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)
Медведи так любят её,
И не диво:
Душистая, сладкая
Очень красивая. (Малина)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)
Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок -
Он в лесу не новичок!
(Мухомор)
Логопед: Ребята. Мухомор мы есть не будем. Он ядовит. Мухомором лечатся некоторые дикие животные.
- Посмотрите на картинки-угощения. Это малина, молоко, мандарин, мороженое, морковь, мёд.
Логопед достает картинки от Маши (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Логопед проговариваются слова с утрированно произнесенными изучаемыми звуками.
Логопед: Ребята, вы называли разные картинки. Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, мы слышим “звуки М и МЬ”.
(Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами)
Логопед: Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Логопед: Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)
Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)
Развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.
Звуковой анализ слогов МЫ и МИ при помощи фишек.
Мы-кладем фишки синего и красного цвета. Ми-фишки-зелёного и красного цвета.
9. Чистоговорки на дифференциацию звуков
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
10. «Скажи наоборот»
Ма-Ма-Ма-----Мя-Мя-Мя
Мо-Мо-Мо----Мё-Мё-Мё
Му-Му-Му---Мю-Мю-Мю
Мы-Мы-Мы---Ми-Ми-Ми
11. Физкультминутка.
Логопед: Ребята, поиграем с Мишей
Мишка по лесу гулял, (идем вперевалочку)
Мишка ягоды искал.
Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишка ягодки искал.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положил всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишка плясал
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
12. Знакомство с буквой.
Логопед показывает букву «М».
Логопед:
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
Получилась буква М.
Логопед: Пропишем букву М в воздухе.
- Выложите букву из счетных палочек.
Логопед: Молодцу, ребята.
13. «Буквы спрятались» — профилактика дисграфии.
Логопед: Посмотрите на листок с буквами. Медведь и Маша не могут найти среди букв букву М. Поможем им.
Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.
14. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи. «Где что растет?»
Логопед: Ребята. Осенью уродился богатый урожай у Миши. Маша и Миша просят нас определить-что растет на грядке, что на дереве.
Фрукты мы положим к «дереву». Овощи мы положим на картинку с «грядкой».
(Дети распределяют картинки)
Логопед: Молодцы. Маша и Миша благодарят вас за помощь.
Итог занятия.
- С какими звуками сегодня познакомились? (с М-МЬ)
- Что было трудным для вас? (Загадки, …)
- Что еще нового узнали? (Звуки ми мь. Познакомились с буквой М)
- Спасибо всем. А теперь мы прощаемся с Машей и Мишей. Они нам приготовили подарки. — (Яблоки, которые выросли у них в саду,)
Мы возвращаемся в наш детский сад. Ребята. Вам понравилось играть?
Использованная литература:
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2017 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
|