(Старший дошкольный возраст).
Ильина Елена Сергеевна, Педагог-психолог, ГБОУ детского сада №2497, ЮВАО г. Москвы
Одной из основных задач педагога-психолога в ДОУ является подготовка отстающих детей к школе, т.е. коррекционно-развивающая деятельность. У детей в старшем дошкольном возрасте игровая деятельность все еще преобладает над учебной. Им порой бывает очень трудно сконцентрироваться на сложных заданиях и выполнить их успешно. Социально-психологический тренинг позволяет психологу подготовить детей к школе в игровой, более занимательной для них форме.
Что же такое психологический тренинг?
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.
В "Психологическом словаре" (1990) социально-психологический тренинг определяется как "область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. Тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
Целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.
Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
- соблюдение ряда принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
- определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
- акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
- применение активных методов групповой работы;
- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:
- тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;
- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
- тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.
Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.
Как я использую социально-педагогические тренинги на практике.
Коррекционно-развивающие тренинги
Я начинаю выявлять уровень подготовленности детей к школе во время первого этапа психодиагностики в начале учебного года. Воспитанники, получившие низкие результаты составляют группу коррекции. С ними проводятся коррекционные и развивающие занятия в течение всего года. Коррекция — это развитие, стимулирование потенциальных возможностей детей, выравнивание тех психологических трудностей, которые связаны с формированием интеллектуальных структур и личностных особенностей детей. В систему коррекции входят развивающие занятия и комплекс тренингов, имеющих определенную направленность.
Развивающие занятия — это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Структура занятий построена так, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально или коллективно. Снимается информативная, дидактическая функция педагога, так как предельная активность в получении результата предоставляется детям. Дети обучаются самостоятельно планировать практические и мыслительные действия, корректировать свои ошибки, адекватно оценивать результат деятельности, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Принцип построения коррекционно-развивающих тренингов:
- сначала детям предлагаются игры на произвольность внимания, его основных процессов: сосредоточение, устойчивость и распределение
- затем подключаются игры сенсомоторного характера, стимулирующие процессы восприятия
- наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти.
Для постепенного снижения интенсивной нагрузки на мозг ребенка включаются игры, развивающие воображение и в заключение предлагаются игры-шутки. На протяжении всего занятия поддерживается мажорный, эмоциональный фон для всех детей. Длительность занятия 30-45 мин. Количество детей, участвующих в нем зависит от имеющегося количества комплектов игрового материала. При проведении таких занятий у детей повышается познавательная активность, успешность в обучающих занятиях, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке.
Коррекционно-развивающие занятия, тренинги по содержанию и выполняемым функциям направлены на развитие интеллектуальных структур дошкольников, имеющих средне-низкий и низкий уровень развития. Использование коррекционных тренингов значительно улучшает состояние ребенка.
Социально-психологические тренинги
Не менее важным критерием готовности ребенка к школе является личностная готовность. Она оценивается по уровню развития у ребенка мотивационной сферы и коммуникативных способностей, которые рассматриваются как умение ребенка подчинять свои желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Для этого необходимо развивать у ребенка такое психическое образование как "эмоциональная децентрация" (умение представлять себя на месте другого и сопереживать), неразвитость которой в этом возрасте ведет к отклонениям формирования личности к неадекватной самооценке, смещенному уровню притязаний, к деформации модели личностного поведения. В совокупности у ребенка развиваются либо глобальный эгоцентризм, либо инфантильность, проявляющихся в симптомокомплексах: незащищенность, неуверенность, тревожность, комплекс неполноценности, враждебность, конфликтность, агрессивность. Чтобы снять у детей подобные симптомы, я провожу социально-психологический тренинг.
Основные требования к проведению социально-психологического тренинга в ДОУ:
- занятия проводят в групповой комнате или музыкальном зале, где имеется достаточно большое количество игрушек, которые поступают в полное распоряжение детей;
- во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг – это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности;
- меняется отношение ребенка к взрослому, которому необходимо снять учебно-дидактический стиль общения на сотрудничество и партнерство: не советовать, не запрещать, не оценивать действия и поступки детей. Им предоставляется полная свобода, то есть в созданных ведущим ситуациях ребенок действует не но нормам жизни, а так, как хочет;
- симпатия, участие к ребенку со стороны ведущего. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности, чтобы была потребность свободного "раскрытия". Педагог должен быть предельно сдержан, доброжелателен, использовать различные средства невербального общения: улыбку, поглаживание, физический контакт, постоянное внимание ко всем эффектным проявлениям ребенка;
- активность самого ребенка, когда помощь не навязывается, недопустимо назойливое внимание, грубое принуждение. Осторожно стимулировать спонтанные проявления «активности, поощрять сильное и позитивное в личности;
- В начале и в конце занятия используется какая-либо ритуальная игра, упражнение для настроя детей. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных тетрадях. Детский рисунок – это итог работы на занятии, который объединяет в себе эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
В структуру тренинга входит:
Игры — путешествия, имеющие сходство со сказкой, отражающие реальные события. Они связаны с развитием сюжета, моделированием ситуации, фантазированием.
Игры — поручения, содержание которых заключается в том, что перед детьми ставятся задачи, ситуации осмысления последующего события. Дети высказывают предположения исходя из своего опыта.
Игры — дискуссии. В основе их лежит общение ведущего с детьми и детей друг с другом. Ценность этих игр в том, что они предъявляют требование к самовыражению, развивают умение слушать друг друга и слышать взрослого, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения, умение участвовать в беседе.
Игры — упражнения требуют тренировки внимания, наблюдательности, памяти, зрительного и слухового восприятия, произвольности поведения.
В конце тренинга можно провести психогимнастические упражнения для снятия напряжения, утомления, повышенной активности.
Конспект социально-психологического тренинга для детей старшего дошкольного возраста
Занятие №1.
Задачи: так как участники тренинга знакомы друг с другом, первое занятие направлено прежде всего на развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.
Ход тренингового занятия
1) Мотивационный этап занятия. Приветствие.
(5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»
Все встают в круг.
Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Саша!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.
2) На втором этапе воспитанникам предъявляется проблема. Обозначение проблемы происходит в игровой форме. Можно прочитать детям стишок или считалку.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
Учитель входит — надо встать Когда он сесть позволит — сядь. Ответить хочешь — не спеши, А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
3) На когнитивном этапе у детей формируются определенные навыки и умения, воспитанники узнают что то новое.
(7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация»
На столе каждого ребенка набор из четырех предметных картинок. Психолог говорит:
- У вас есть четыре картинки. Две из них относятся к одной группе, они чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а две — к другой, их тоже можно назвать одним словом. Положите две похожие картинки слева, а две другие похожие — справа.
Психолог подходит к каждому ребенку и просит его объяснить свое решение, а при необходимости оказывает разъяснительную помощь.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные — тетради и карандаши.
Чтобы воспитанники немного отдохнули необходимо произвести смену деятельности, в этом нам поможет физкультминутка.
(2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел: Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать.
Так как, тренинговые занятия с дошкольниками направлены на формирование у них определенных качеств, в данном случае – подготовка к школе, можно использовать некоторые методики диагностики готовности к школьному обучению.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок.
4) На деятельностном этапе психолог моделирует ситуации, в которых дети могут использовать полученные только что знания. Можно провести беседу с детьми, о том как мы используем навыки классификации в жизни, задать вопросы.
5) Заключительный этап или рефлексивный.
На этом этапе можно побеседовать с детьми о том, что нового они узнали сегодня, понравились ли им игры и упражнения. Также дети могут изобразить свои ощущения и переживания от занятия в тетрадках, нарисовать свободный рисунок для психолога, что также является диагностикой эмоционально-личностной сферы дошкольника.
|