Нестерова Ольга Юрьевна. Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками

Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками

Понятие «трудные дети»

В методическом пособии «Трудные дети» (К. Е. Комаров) «трудные» – это категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Социолог М.А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

 

Скачать презентацию

Трудные дети (В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.

С позиции ФГОС ДО

«Трудные дети» с нарушениями в сфере общения:

в этом направлении Образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечивать социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

«Трудные дети» с нарушениями в познавательном развитии:

ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Результаты анкетирования

В опросе приняли участие 6 воспитателей – 60%:

по мнению педагогов, понятие «трудный ребенок» характеризует детей с плохим поведением (40%), которые совершают необдуманные поступки (20%), не отвечают за свои действия, требуют повышенного внимания семьи и педагогов (10%), отличаются повышенной конфликтностью и агрессией (20%);

на взгляд воспитателей, «трудным детям» присущи следующие качества: агрессивность (60%), упрямство (30%), импульсивность и капризность (20%), строптивость и невнимательность (10%).

В опросе приняли участие 16 родителей воспитанников:

по мнению родителей, понятие «трудный ребёнок» характеризует детей как непослушных, неподдающихся воспитанию, с неблагоприятными чертами характера, с нарушенной психикой, не прислушивающихся к мнению окружающих, имеющих трудности в отношении со сверстниками и поведение, отличающееся от общепринятых норм;

на взгляд родителей «трудным детям» присущи следующие качества: конфликтность, упрямство, грубость, дерзость, импульсивность.

Модель «трудного» дошкольника

В нашем коллективе с данной категорией детей наряду с воспитателями работают: мед. персонал, муз. руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель и педагог-психолог. На уровне города проходит сотрудничество со следующими службами: ПМПК, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения.

Направления реализации комплексной программы

Организационное направление:

Проведение тематических педагогических советов.

Корректировка социального паспорта группы, детского сада.

Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей.

Посещение семей на дому.

Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением.

Взаимодействие с органами социальной опеки и попечительства.

Диагностическое направление:

Изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, а также изучение его внутрисемейных отношений (педагог-психолог).

Анкетирование воспитателей «Стили педагогического взаимодействия».

Ведение портфолио на каждого воспитанника группы (воспитатели)

Анкетирование родителей (законных представителей)

Консультативное направление:

Педагог-психолог проводит консультации с родителями, воспитателями, специалистами по результатам диагностики.

Составляются практические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по работе с данной категорией детей.

Определяются темы индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний.

Практическое направление

Проведение игротерапии для развития эмоционально-личностной сферы детей в свободной от режима деятельности (воспитатели).

Составление картотеки игрокоррекционных упражнений (психолог) и использование их в работе (воспитатели).

Проведение специально организованных занятий с детьми по программам развития эмоционально-личностной сферы (педагог-психолог).

Проведение семинаров-практикумов для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».

Организация практических занятий с родителями для ознакомления с играми, способствующими развитию коммуникативных навыков детей и налаживанию благоприятного эмоционального климата в семье.

Семинар-практикум для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».

Профилактическая работа с родителями

Выбор родительского комитета на группах.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению досуговых мероприятий.

Проведение общесадовских родительских конференций.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Участие родительской общественности в управлении детского сада.

Направления развития партнерских отношений с родителями

Повышение педагогической культуры родителей в направлении духовно-нравственного развития дошкольника через родительский семинар-практикум «Спой мне, мама!»;

Работа психологической службы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»);

Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в саду.

Контрольно-итоговое направление:

Итоговый мониторинг (воспитатели и педагог-психолог).

Построение индивидуальной образовательной траектории развития дошкольников (воспитатели).

Коррекция выбранных форм и методов работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Просмотров: 318
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Данилова Ольга Анатольевна. «Организация и проведение Дней открытых дверей для родителей»
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Брысина Ольга Юрьевна. Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Кологреева Валентина Николаевна. Сообщение на педагогическом семинаре для воспитателей на тему: «Организация Дня открытых дверей для родителей в дошкольном образовательном учреждении»
  • Романенко Ираида Игоревна. Викторина «Дети – спорт — здоровье» для родителей и педагогов.
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Лайшева София Саитовна. Консультация для родителей и воспитателей. «Игры для развития мелкой моторики»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Кононова Надежда Васильевна. Семинар – практикум для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Зверева Ольга Владимировна. Родительское собрание для родителей, чьи дети посещают подготовительные к школе группы. Тема родительского собрания: «Школьная готовность».
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Косенкова Надежда Владимировна. Консультация для родителей 'Роль родителей в развитии речи детей!'
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь