Понятие «трудные дети»
В методическом пособии «Трудные дети» (К. Е. Комаров) «трудные» – это категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.
В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
Социолог М.А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.
Скачать презентацию
Трудные дети (В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.
С позиции ФГОС ДО
«Трудные дети» с нарушениями в сфере общения:
в этом направлении Образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечивать социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
«Трудные дети» с нарушениями в познавательном развитии:
ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Результаты анкетирования
В опросе приняли участие 6 воспитателей – 60%:
по мнению педагогов, понятие «трудный ребенок» характеризует детей с плохим поведением (40%), которые совершают необдуманные поступки (20%), не отвечают за свои действия, требуют повышенного внимания семьи и педагогов (10%), отличаются повышенной конфликтностью и агрессией (20%);
на взгляд воспитателей, «трудным детям» присущи следующие качества: агрессивность (60%), упрямство (30%), импульсивность и капризность (20%), строптивость и невнимательность (10%).
В опросе приняли участие 16 родителей воспитанников:
по мнению родителей, понятие «трудный ребёнок» характеризует детей как непослушных, неподдающихся воспитанию, с неблагоприятными чертами характера, с нарушенной психикой, не прислушивающихся к мнению окружающих, имеющих трудности в отношении со сверстниками и поведение, отличающееся от общепринятых норм;
на взгляд родителей «трудным детям» присущи следующие качества: конфликтность, упрямство, грубость, дерзость, импульсивность.
Модель «трудного» дошкольника
В нашем коллективе с данной категорией детей наряду с воспитателями работают: мед. персонал, муз. руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель и педагог-психолог. На уровне города проходит сотрудничество со следующими службами: ПМПК, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения.
Направления реализации комплексной программы
Организационное направление:
Проведение тематических педагогических советов.
Корректировка социального паспорта группы, детского сада.
Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей.
Посещение семей на дому.
Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением.
Взаимодействие с органами социальной опеки и попечительства.
Диагностическое направление:
Изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, а также изучение его внутрисемейных отношений (педагог-психолог).
Анкетирование воспитателей «Стили педагогического взаимодействия».
Ведение портфолио на каждого воспитанника группы (воспитатели)
Анкетирование родителей (законных представителей)
Консультативное направление:
Педагог-психолог проводит консультации с родителями, воспитателями, специалистами по результатам диагностики.
Составляются практические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по работе с данной категорией детей.
Определяются темы индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний.
Практическое направление
Проведение игротерапии для развития эмоционально-личностной сферы детей в свободной от режима деятельности (воспитатели).
Составление картотеки игрокоррекционных упражнений (психолог) и использование их в работе (воспитатели).
Проведение специально организованных занятий с детьми по программам развития эмоционально-личностной сферы (педагог-психолог).
Проведение семинаров-практикумов для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».
Организация практических занятий с родителями для ознакомления с играми, способствующими развитию коммуникативных навыков детей и налаживанию благоприятного эмоционального климата в семье.
Семинар-практикум для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».
Профилактическая работа с родителями
Выбор родительского комитета на группах.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению досуговых мероприятий.
Проведение общесадовских родительских конференций.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Участие родительской общественности в управлении детского сада.
Направления развития партнерских отношений с родителями
Повышение педагогической культуры родителей в направлении духовно-нравственного развития дошкольника через родительский семинар-практикум «Спой мне, мама!»;
Работа психологической службы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»);
Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в саду.
Контрольно-итоговое направление:
Итоговый мониторинг (воспитатели и педагог-психолог).
Построение индивидуальной образовательной траектории развития дошкольников (воспитатели).
Коррекция выбранных форм и методов работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
|