Исаева Ирина Сергеевна. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников

Подготовка исследования: Выучила наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: Наблюдала за детьми в разных видах деятельности.

Провела индивидуально две серии.

 

Первая серия. Ребёнку задавала вопросы:

  1. Можно ли смеяться если твой товарищ упал? Почему?
  2. Можно ли обижать животных? Почему?
  3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
  4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать что это ты виноват? Почему?
  5. Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
  6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Предлагала ребёнку закончить несколько ситуаций:

  1. Аня и Вика убрали игрушки. Аня быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Аня, ты сделала свою часть работы. Если хочешь иди играй или помоги Вике закончить уборку». Аня ответила.... Что ответила Аня? Почему?
  2. Саша принёс в детский сад новую игрушку-светящуюся акулу. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Саше подошла Лиза выхватила игрушку и стала с ней играть. Тогда Саша.... Что сделал Саша? Почему?
  3. Маша и Аня играли в пятнашки. Маша убегала, а Аня догоняла. Вдруг Маша упала. Тогда Аня... Что сделала Аня? Почему?
  4. Настя и Оля играли в дочки-матери. К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», — ответила Настя. А Оля сказала... Что сказала Оля? Почему?
  5. Дима играл в лошадки Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать маленькую сестрёнку Веру. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Диме и сказала; «Не шуми, пожалуйста. Вера никак не может заснуть.» Дима ей ответил... Что ответил Дима? Почему?
  6. Ира и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал: «Молодец Ира. Твой рисунок получился очень хорошим.» Миша тоже посмотрел на рисунок Иры и сказал... Что сказал Миша? Почему?

Обработка данных: Анализ результатов проводила по следующей

схеме:

  1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому -то предпочтение и почему.
  2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
  3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, и как на это реагирует.
  5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  6. Как реагирует на успех и неудачу других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче.)

При обработке результатов серий особое внимание обратила не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку, данные наблюдения и эксперимента сопоставила. Сделала вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.

С первых дней жизни ребёнок вступает в новые, постоянно усложняющиеся отношения с окружающими людьми и предметным миром. Уже у младенца появляются положительные эмоциональные отношения ко взрослым, которые удовлетворяют все потребности маленького ребёнка и оберегают его от вредных воздействий.

В последующие годы, в связи с постоянно расширяющимся кругом общения ребёнка с другими людьми и с усложнением характера доступной ему деятельности, осуществляемой под контролем взрослых и с участием других детей, происходит расширение содержания эмоциональных проявлений, формирование сложных человеческих эмоций. Ребёнок овладевает не только способами употребления разных предметов; при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей начинается интенсивное «освоение задач, мотивов, и норм отношений между людьми.» От непосредственного подражания окружающим и заимствования у них способов выражения эмоциональных состояний дошкольник переходит к собственным способам выражения эмоционального отношения к другим людям, формирующимся в конкретных условиях жизни и деятельности ребёнка.

С раннего детства, овладевая различными видами деятельности, формами взаимоотношений с другими людьми, ребёнок усваивает большое число социальных эталонов как образцов-регуляторов поведения. Ребёнок научается правильно выполнять предметные действия, соотнося свой результат с результатом действий взрослого, являющегося своего рода деятельностным эталоном. Приобретая умения и навыки в сфере художественной деятельности, дети усваивают эталоны эстетического отношения к окружающему миру (красиво-некрасиво). Взаимодействуя с другими людьми, ребёнок начинает использовать этические эталоны поведения (правила и нормы поведения. Справедливых-несправедливых поступков).

Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе эта проблема до сих пор считается недостаточно разработанной.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов её поведения. Как показывают научные данные, для того, чтобы ребёнок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним сочувствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критерием его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний. Последнее должно найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка-это «послание»

окружающим его взрослым о его состоянии.

Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, способствуют социальному и нравственному развитию, влияют на будущее поведение человека.

Эмоции ребёнка проявляются в деятельности и зависит от содержания и структуры этой деятельности.

Анализ накопленных в психологии данных и результатов исследований приводит к выводу, что эмоции, развиваясь в деятельности. Играют своебразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

Важнейшей особенностью эмоций, их существенным отличием от органических ощущений, является их предметная отнесенность, адресованность к чему- то внешнему, взволновавшему человека, выведшему его из душевного равновесия.

Специфичным для эмоциональных образов является то, что в них, наряду с изменениями внутреннего состояния субъекта, вызванными жизненно важными для него предметами и явлениями, отражаются также и сами эти предметы и явления, воспринимаемые и понимаемые пристрастно, с особой точки зрения, с позиции заинтересованной в них личности.

Что эмоционально задевает дошкольника, что является главным содержанием его эмоциональной жизни?

Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями, связанными с неожиданным появлением отдельных людей, предметов, вещей. Ребёнок эмоционально реагирует на всё, что в какой-то мере поражает его своим видом, формой, красками, назначением. Эти внешние воздействия или привлекают или отталкивают ребёнка, пугают или порождают радостные переживания.

Значительное содержание в эмоциональную жизнь дошкольника вносят его отношения с близкими-родителями, братьями, сёстрами. Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке-всё это вызывает разнообразие переживания: радости, обиды, удовлетворения, огорчения, стыда, зависти (к др. членам семьи).

Большое место в эмоциональной жизни дошкольника занимают игры

В играх дети не только переживают сочувствие, жалость, раздражение, сама игра связана с определённым повышенным настроением детей. Способность эмоционально включиться в отношения, созданные в игре, сказывается и по другой линии-в способности ребёнка-дошкольника войти в мир сказки, рассказа, пережить вместе с героями сказки (человеком, животным, неодушевлённым предметом) все те события, которые происходят с ним.

Так эмоционально воспринятые отношения героев сказки, рассказа, спектакля вновь переживаются в другом контексте, так у дошкольника образуется новый эмоциональный опыт.

Эти особенности эмоциональной жизни ребёнка-дошкольника указывают воспитателю те сильные «рычаги», при помощи которых можно развивать эмоции и чувства дошкольника в нужном направлении.

Дошкольник бурно реагирует на задевающие его события. Всякое явление, которое его чем-то затрагивает, вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик. При этом происходят резкие изменения в мимике и отчётливые смены эмоциональных состояний. Вместе с тем в подготовительной к школе группе в характере ребёнка появляются новые черты. Со временем он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение). Растёт понимание характера переживаний других людей, способность сопереживать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.

Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное.

Ещё в дошкольном возрасте у ребёнка появляются некоторые виды нравственных переживаний: стыда, сочувствия, жалости, негодования-на основе освоения им представлений о том, что хорошо и что плохо.

Важным моментом в развитии эмоциональной восприимчивости является выраженная способность к сопереживанию, к сочувствию. Это то что называют «ЭМПАТИЕЙ», которая в последнее время сделалась объектом разнообразных психологических исследований и экспериментов. Способность к сопереживанию как умение небезразлично отнестись к тому, что волнует людей, является объектом их различного рода переживаний, также может развиваться в процессе роста и накопления эмоционального опыта ребёнка и служить средством обогащения его эмоциональной сферы.

Способность эмоционально правильно отнестись к событиям окружающей жизни, к поступкам людей, их общению, к явлениям культуры, к социальным ценностям, также связано со знанием положений морали, с наличием правильных представлений о том, что хорошо и что плохо.

Воспитание чувств предполагает, что в процессе целенаправленных воздействий, которые осуществляются в семье, в детском саду, в системе воспитательной работы в целом возникает эмоциональное отношение к тем явлениям социальной жизни, которые достаточно значимы, но ранее были безразличны личности (события в детском саду, взаимоотношения людей и их поступки..)

Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:

  1. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, сфере искусства, на проявление творчества, на мир моральных ценностей;
  2. Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
  3. Развитая способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и искусства;
  4. Умения делить свои переживания с близкими;
  5. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.

Основные изменения в эмоциональной сфере растущего человека, которые являются желанными и свидетельствуют о благоприятных тенденциях его развития:

  1. Появление развитых и адекватных эмоциональных реакций на хорошее и плохое (в поступках и поведении окружающих, в отношениях людей, в собственных действиях;
  2. .Неподатливость на плохое;
  3. Рост эмоциональной восприимчивости как умение с живостью откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни;
  4. Овладение своим эмоциональным поведением; 5.
  5. Рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности проявить это сочувствие в определённых действиях и поступках.

Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы во многом обусловлен тем, что лишь выяснение закономерностей эмоционального развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом.

Человек живёт и действует в реальной действительности. Он познаёт окружающий его мир, природу, людей, их социальные взаимоотношения. В процессе его жизни у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Но человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Это отношение выражается у него в различных интересах. Устремлениях, оценках, различных чувствах -удовольствии, радости, горе, разочаровании, страхе..

Следовательно, появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь -есть своеобразная форма отражения действительности, в в которой выражаются субъективные отношения человека к миру.

К сфере эмоциональной жизни принадлежат наряду с чувствами также настроения (весёлое, подавленное, грустное..) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние...).

Дошкольный возраст охватывает период жизни ребёнка от младенчества до 7 лет. За 7 лет совершаются разительные перемены в человеке. Серьёзные сдвиги в развитии ребёнка связаны с несколькими возрастными этапами (младенческий -до 3 лет, младший дошкольный -3-5 лет, старший дошкольный -5-7 лет). Конечно, и в эмоциональном развитии ребёнка все эти периоды дошкольного детства заметно отличаются друг от друга.

Чувства дошкольника

У младшего дошкольника возникают довольно разнообразные системы отношений с окружающими людьми и предметами, находящимися вокруг него.

То, что раньше делали взрослые, начинает делать сам: ребёнок-сам ест, одевается, раздевается, укладывает одежду... Опираясь на словесные указания взрослых, он прекращает игру, когда его зовут есть, спать. Так его общение с окружающими приобретает новые черты, вызывает более дифференцированное эмоциональное отношение.

В жизни младшего дошкольника появляются многочисленные «надо», «нельзя», «хорошо», «плохо», которые имеют отношения к его действиям, к его связям с окружающими его детьми и взрослыми, когда он играет, ссорится, бегает, шумит, пользуется своими игрушками, участвует в совместном занятии, в игре со сверстниками.

Жизнь ребёнка, круг его интересов, явлений, которые его затрагивают, становится сложнее и многообразнее. Это не только отдельные люди, вещи и предметы, но и правила поведения; это так же нормы отношения к поступкам людей, животных, персонажей сказки. Это оценка окружающими его собственных поступков. И всё это приводит к появлению эмоционального отклика ребёнка (положительного или отрицательного).

В свою очередь эмоциональный отклик ребёнка сам становится объектом определённого отношения окружающих. Ребёнка хвалят за то, что он пожалел и дал другому свою игрушку, осуждают его за жадность, журят за плаксивость, отмечают, что он оказался добрым, сокрушаются, что он обидел маленького ребёнка.. Ввиду этого эмоциональный отклик дошкольника на различные воздействия окружающих, на разные вещи и предметы, привлекающие его, становится более сложным, т. к. он связывается для него уже с отношением окружающих к такого рода действиям и поступкам.

У дошкольников возникает чувство стыда по поводу плохого поступка, чувство долга по отношению к действиям и привычкам, носящим обязательный характер.

Степень развития у ребёнка-дошкольника зачатков чувства стыда по поводу плохого поступка, чувства долга связана с развитием других социальных чувств, таких, как дружелюбие, внимание к другим, сочувствие горю, жалость к страданию, готовность поступиться своим ради другого. Асоциальные же переживания: злость, зависть, недоброжелательство, гнев как выражение непосредственных реакций ребёнка на действие окружающих, причиняющих ребёнку-дошкольнику неприятность, могут быстро пройти, сменившись переживаниями огорчения, печали, если социальные чувства стали у ребёнка преобладающими в результате правильного воспитания.

То обстоятельство, что ребёнок-дошкольник способен осознать характер связей, которые у него возникли с окружающими, и понять характер их отношения к его действиям и поступкам, приводит к тому, что разные чувства по разному мотивируют его действия.

За годы дошкольного детства меняется роль чувства как мотива действия ребёнка. Если у ребёнка до 3-4 лет переживание раздражения, злости, жалости, сочувствия становится тут же побуждением к действию, -он вырывает игрушку, начинает драться или наоборот, отдаёт из жалости что-то своё, -то у 4-5 летнего ребёнка чувство как мотив действия выступает далеко не всегда в такой форме. С одной стороны, зная неодобрительное отношение окружающих к определённым действиям, ребёнок этого возраста может уклониться от непосредственного проявления чувства в действии и выразить его мимически или словесно. С другой стороны, зная, что родители одобряют его определённые действия, он может стремиться ради одобрения совершать эти действия.

Оценка поступков окружающими становится всё более важным элементом поведения ребёнка и влияет как на характер его чувств, так и на эмоциональную мотивацию его действий.

Даже ожидание положительной оценки взрослых, их похвалы, часто становится для старшего дошкольника мотивом поступка. Но тут можно встретиться иногда с тем, что социальный характер побуждения «смещается» и на первый план выступают побуждения иного порядка, также связанные с ожиданием одобрения: ребёнок стремится выполнить действие ради похвалы, ради тщеславного переживания, одобрения и восхищения окружающих.

Такая ситуация возникает при неправильном отношении окружающих взрослых и родителей к поведению ребёнка: при неумеренной похвале и восхищении и, особенно если эта похвала возникает по поводу таких действий, которые объективно этого не заслуживают, и ребёнок это осознаёт. В этом случае одобрение (неразумное), вместо того, чтобы стать общественным выражением оценки хорошего социального поступка, превращается в ожидаемое ребёнком своего рода «сопровождение» любого действия. Всё это приводит к извращению характера мотивации, к формированию нежелательных особенностей личности, к усилению роли себялюбивых чувств ребёнка, которые в дальнейшем могут повлиять на весь строй его личности.

Социальные оценки, требования взрослых являются положениями, которые предполагают подчинение им ребёнка. Они выступают для него как внешние нормы, которым обязательно надо следовать. Одни из них носят более обязательный характер, другие-менее обязательный. Это ребёнок постигает хотя бы по той интонации, с которой произносятся указания взрослого ( «Нельзя обижать маленьких», «Не смей говорить неправду»...) Но ребёнок узнает от взрослых не только требования, но и ласку, похвалу за свои хорошие действия и поступки. И такая похвала, возможность хорошей оценки, связанной с переживаниями радости, благодарности, нежности, застенчивости, становится ведущим началом в его жизни.

В процессе познания отдельных видов отношений между людьми, оценки людьми поступков ребёнка и поступков его сверстников, выражающихся в особой интонации речи, выражении лица окружающих (в них передана укоризна, недовольство, осуждение, огорчение, радость, гордость за него, одобрение, нежность..) эти требования, выступающие сначала в очень конкретном виде, а потом в более обобщеном, начинают в известной мере превращаться в мотивы поступков дошкольника. В результате ребёнок невольно сам хочет помочь младшему, сказать правду, хотя он и страшится наказания за проступок...

Следует помнить, что развитие чувств ребенка происходит под влиянием ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействие социальной среды и наконец, воздействий связанных с целенаправленными, сознательными усилиями взрослых, в том числе и воспитателей.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций-радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.

Педагогу очень важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении. Радость и грусть, гнев, обида и доверие-обо всём этом и многом другом могут рассказать и выразительные жесты, позы, мимика, пантомимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Мимика-говорит без слов о чувствах и настроениях человека. Выражение лица играет очень большую роль в общении. Следует помнить, что ко времени рождения ребёнка все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций уже сформированы в достаточной степени.

Пантомимика- осанка, поза-также имеет большое значение в выражении эмоционального состояния. Все отрицательные позы «съёживают» фигуру человека, а все положительные -её «разворачивают». Осанка формируется из положения головы и туловища. Семилетние дети, как правило, уже умеют принимать заданную позу.

Жесты-выразительные движения. Они делятся на условные, подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.

Выразительность речи- (интонация). Словесное выражение чувств у современного человека занимает ведущее место. Один из способов выражения эмоциональной жизни -интонации, ритм, темп речи, паузы, повышение или понижение голоса и т.д. Развитие у ребёнка способности говорить об эмоциях означает не просто овладение соответствующими терминами, но и способами межличностного взаимодействия. При этом ребёнок, у которого речь богаче, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, эмоции становятся более дифференцированными.

Каждая форма проявления эмоциональной сферы подвластна контролю и влиянию, а это значит, что мы имеем возможность воздействовать на внутренние эмоциональные механизмы, развивая внешнюю выразительность (мимику и т. д.)

Работа по развитию эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста предусматривает привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза, и пантомимика. Педагог должен учить не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек (принимать его позицию), а также научить детей анализировать причины конкретного эмоционального состояния.

Старших дошкольников необходимо знакомить со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.

ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА

Чтобы реализовать это условие на практике, необходимо обращать внимание детей на красоту форм, цвета и запахов в окружающем мире. В результате обогащаются чувственные впечатления ребёнка, развивается эмоциональная отзывчивость на красоту природы и всего рукотворного мира. Для этого взрослый должен побуждать детей к совместному переживанию эмоций, радости, страдания, удивления, восхищения. При этом у детей важно развивать способность видеть внутреннюю жизнь в окружающих явлениях, живых существах, наделённых понятными ребёнку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движениях, поведении)

В результате происходит развитие эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств, что является предпосылкой решения первой группы задач художественного развития старших дошкольников, т. е. нравственно-эстетического. К таким задачам относится формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Задачи этой группы решаются путём создания (на занятии) условий, способствующих таких качеств личности, как сопереживание, эмпатия. Качества эти являются источником нравственности. Чем сильнее сопереживание, тем устойчивее утверждаются нравственные начала в развитии личности ребёнка. Весь жизненный опыт ребёнка, впечатления, накопленные им (к моменту поступления в школу), преломленные через художественную деятельность становятся его убеждениями, его отношением к добру и злу, что и определяет нравственную позицию человека.

Список литературы

  1. Азбука настроения. Дошкольное воспитание-2002-№11-стр. 21
  2. Вединская М. «Переживания в красках». Дошкольное образование-2002-№111-стр. 22-23
  3. Беседина М. «Калейдоскоп чувств». Школьный психолог-2002-№47-стр. 5
  4. Гармаева Т.В. «Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника». Психолог в детском саду-2004-№2-стр. 103-111
  5. Ежакова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности». Дошкольное воспитание-2003-№1-стр. 20-27
  6. Ильин В.П. «Эмоции и чувства». -СПб: Питер, 2001
  7. Колосова С.Л. «Детская агрессия» -СПб: Питер, 2004
  8. Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека». Дошкольное воспитание-2003-№2-стр. 13-20
  9. Ольшанский Б. «Читаем лицо как открытую книгу». Дошкольное образование. ИздатДом «1 сентября» -2002-№11-стр. 20
  10. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста». Под редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З., -М: Педагогика, 1986
  11. Семенака «Учимся чувствовать, сопереживать» -М: АРКТИ, 2003
  12. Хризман Т.П. «Эмоции, речь и активность мозга ребёнка» -М: Педагогика, 1991
  13. «Эмотивный код языка и его реализация». авт коллектив Н.С. Болотнова, А.А. Водяха, П.С. Волкова. -Волгоград: Перемена, 2003
  14. Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание» -М.: Знание, 1976
Просмотров: 533
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ткачук Надежда Константиновна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Вера Анатольевна Овчинникова. Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Игрушки в жизни ребёнка
  • Рошка Анастасия Евгеньевна. Театр в жизни ребёнка.
  • Исмагилова Ирина Александровна. Статья «Сказка в жизни ребёнка»
  • Трусова Елена Александровна. Проект 'Кукла в жизни ребёнка'
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Шарко Елена Владимировна. Формирование ценностного взаимоотношения ребёнка с миром в процессе усвоения им правил этикета
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Селезнёва Вера. «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Младина Элеонора. Роль семьи в развитии ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь