Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»

Проект «Не выгорать»

Профессии педагога в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Работа педагога сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, спротиворечивыми мыслями и чувствами сомнениями и отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие возникновение стрессовых состояний. Педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом и как следствие низкая степень социальной адаптации: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д.

Педагоги вынуждены беспрестанно повышать свой профессионализм, чтобы быть в курсе инновационных технологий и соответствовать предъявляемым требованиям что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, и истощаются моральные и физические силы педагога, ухудшается его здоровье. Так же большее внимание получил термин «психологическое выгорание», под которым понимают ответную реакцию на продолжительный стресс. Это механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Психологическое выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, как раньше.

Для нашего детского сада проблема эмоционального профессионального выгорания в последнее время стала очень актуальной. Наблюдая за педагогами, можно было всё чаще замечать симптомы эмоционального выгорания. В связи с этим я решила разработать проект в помощь педагогам нашего детского сада. Проект состоял из трёх практических консультаций.

Цель проекта: предупреждение эмоционального выгорания и его коррекция у педагогов ДОУ.

Задачи проекта:

1. Раскрытие темы «Профессиональное выгорание у педагогов ДОУ». 2.Формирование позитивного отношения к работе в ДОУ. 3.Повышение мотивации к работе с детьми. 4.Гармонизация взаимоотношений между коллегами. 5.Коррекционная работа с педагогами ДОУ.

На первой консультации был проведён тест «Экспресс оценка выгорания» (В. Капови, Т.Новак.)

На ряд предложений нужно было отвечать «да» или «нет». Подсчитать количество положительных ответов.

Вопросы: 1.Когда в воскресенье в полдень я вспонимаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления. 3.Коллеги по работе раздражают меня- невозможно терпеть одни и те же разговоры. 4. То насколько меня раздражают коллеги, мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители и т.д.) 5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (лась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6.Коллегам (ученикам, посетителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые мысленно использую. 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто-то скажет что-нибудь новое. 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям. 10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов

0- 1 балл – синдром выгорания Вам не грозит;

2 — 6 баллов – необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в Вас ещё теплится огонёк – нужно, чтобы он не погас.

По результатам данного теста большинству педагогов синдром выгорания не грозит. Остальным педагогам необходимо было взять отпуск, отключиться от работы. Но так как тест проводился в начале года и педагоги не могли этого сделать. Я провела с ними консультации и коррекционную работу.

Так же на первой консультации педагогам была прочитана лекция на тему: «Профессиональное выгорание педагогов ДОУ»

Думаю, что некоторым знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль, а люди вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий. Мы с вами находимся в группе риска (1ой), так как имеем постоянное общение с людьми.

На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как:

  • усталость, утомление, истощение, бессонница, пищевые нарушения.

Симптомы проявления личностных особенностей:

  • негативное отношение к клиентам (раздражение, гнев)
  • злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю
  • скудность репертуара рабочих действий
  • негативная «Я-концепция», т.е. представления себя как личности
  • упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности)
  • переживание зависимости от людей и обстоятельств.

Основные факторы выгорания.

1. Организационные:

  • организация предметного пространства (жара, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах)
  • отсутствие позитивной оценки деятельности со стороны руководителя и коллег
  • многочасовая работа (ненормированный рабочий день)
  • низкий социальный статус профессии
  • авторитарный стиль руководства.

2. Ролевые:

  • конфликт ролей (или семья, или работа)
  • ролевая неопределенность
  • несогласованность совместных действий сотрудников на фоне напряженных конкурентных отношений между ними
  • психологическая несовместимость сотрудника с деятельность и коллегами.

3. Личностные:

  • мотивы деятельности и оценка ее значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста не значимой, то выгорание развивается быстро)
  • излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих
  • перфекционизм ( «синдром отличника»).

Основные компоненты профессионального выгорания.

Эмоциональное истощение – состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и снижении эмоционального фона.

Деперсонализация – это утрата чувства «Я», обезличивание. При «обезличивании себя» специалист считает, что от него ничего не зависит и отказывается от самостоятельных решений. При «обезличивании других» специалист начинает воспринимать тех, с кем работает, как бездушные объекты деятельности.

Редукция (обесценивание) – либо как тенденция негативно оценивать себя и занижать свои профессиональные достижения ( «я не так успешен, как другие»), либо как негативное отношение к «объектам своего труда и профессиональным обязанностям. При этом нередко человек переживает собственную неэффективность. Зачастую он становится чрезмерно ранимым и мнительным, считает, что все предъявляют к нему чрезмерные требования, но недостаточно ценят его труд.

Предпосылки и основные стадии выгорания.

Этап 1. Предупреждающая стадия.

Чрезмерная увлеченность специалиста в профессиональную деятельность. В результате возникает эмоциональное истощение (чувство усталости, бессонница, невнимательность).

Этап 2. Первая стадия выгорания.

Если специалист не обращает внимание на первые «звоночки» и продолжает «увеличивать обороты», он плавно вступает в первую стадию выгорания. Исчезает радость от работы. Все эмоции «притупляются».

Этап 3. Вторая стадия выгорания.

Основная примета – отчуждение от людей. Раздражение, а потом и более глубокие негативные чувства по отношению к людям.

Эмоциональные реакции – депрессия и агрессивность.

В интеллектуальной сфере наблюдается снижение концентрации внимания, ригидность мышления и отсутствие воображения.

В сфере взаимодействия все отчетливее проявляются признаки отчуждения: преобладает безразличие. Основное чувство – одиночества и скука.

Этап 4. Третья стадия «истощение».

Это глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом. Негативные изменения захватывают все уровни личности.

Влияет на эмоциональное состояние и психосоматическое. Головная боль, апатия, тошнота, сонливость или бессонница, снижение иммунитета, повышенное давление, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройство пищеварения, отвращение к пище либо наоборот.

Этап 5. Завершающая стадия «Разочарование и отчаяние».

Ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни. Безразличие ко всему.

В конце консультации мы побеседовали о «плюсах и минусах» нашей профессии.

На второй консультации я прочитала мини-лекцию:

«Как повысить стрессоустойчивость»

Способность преодоления «выгорания» может быть рассмотрена в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Группы людей по стрессоустойчивости

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессо-устойчивости:

  1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
  2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
  3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.
  4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.

Но почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя? Ученые техасского университета провели исследование на мышах и выяснили, почему некоторые подвержены стрессу больше, чем другие.

В ходе исследования ученые наблюдали за поведением нескольких миролюбивых мышек и одной драчливой, которые были помещены в одну клетку. Спустя 30 дней их сожительства оказалось, что часть мирных мышек испытывала сильный стресс после взаимодействия с агрессивным сородичем. Другая же часть, наоборот, очень быстро восстанавливалась. Сравнивая тех и других грызунов, ученые обнаружили, что у ранимых мышек уровень нейротрофического фактора головного мозга (вещества, поддерживающего и стимулирующего развитие нейронов) был повышен, а стрессоустойчивые — имели нормальный уровень этого фактора.

Чуть ранее ученые выяснили, что повышенный уровень нейротрофического фактора головного мозга наблюдался у людей со склонностью к депрессивным состояниям.

Развитие стрессоустойчивости

О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей — значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается — значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» свой негатив на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувство угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером, но при этом все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.

Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Можете разработать собственную индивидуальную методику противодействия этому злу. Проблема стрессоустойчивости сегодня одна из актуальных, и по ней имеется большое количество литературы как в библиотеках, так и в Интернете. Досконально вникнув в вопрос, вы сможете воспользоваться рекомендациями, которые лучше всего подходят вам.

Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное — есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обратиться без стеснения.

После лекции с педагогами были проведены игры и упражнения по профилактике стрессоустойчивости.

Разминка «Нравится – не нравится»

Эта разминка поможет снять напряжение и вызвать смех.

Тренер дает инструкцию: «Внимательно посмотрите на своего соседа, сидящего от вас справа. Назовите вслух, по очереди, что вам в нем нравится и что не нравится. Например: у своего соседа справа мне не нравятся волосы и нравятся глаза».

После того, как все участники назовут, что им понравилось, тренер произносит ключевую фразу: «А теперь поцелуйте то, что вам понравилось и укусите то, что не понравилось».

Игра «Щепки на реке»

Игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. Может быть использована как в работе с детьми, так и со взрослыми.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «Проплыть» по реке.

Участники игры – «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Упражнение "Прощай, плохое настроение"

Если у вас плохое настроение, вы поссорились с родными или коллегами на работе, упражнение "Прощай, плохое настроение" поможет вам освободиться от неприятного осадка и успокоиться. Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь, 8–10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в "портрет" вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним – ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее – не заставит себя долго ждать.

Упражнение "Проблема"

Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать.

Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране

или в зеркале). Включите в "картинку" своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар – с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской – вы в состоянии успешно ее решить.

Упражнение "В светлом луче"

Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая

складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкимии подвижными, а вы чувствуете себя свободным, уверенным в себе и спокойным.

Упражнение "Полый цилиндр"

Упражнение "Полный цилиндр" может быть применено при очень сильном стрессе. Встаньте на пол, ноги поставьте на ширине плеч, руки вытяните вперед ладонями вверх. Поднимитесь на носки, прогибая спину и вытягивая руки вверх и назад. Вообразите внутри себя полый цилиндр и соберите в него все, что вас беспокоит. Обидные замечания начальника, оскорбления в общественном транспорте, конфликты в семье, ссоры с друзьями, любую несправедливость в ваш адрес необходимо мысленно поместить в цилиндр, а затем выдохнуть через широко раскрытый рот. После этого, как правило, стресс сразу же ослабевает, вы расслабляетесь и испытываете ощущение комфорта.

Путешествие в прошлое

Вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими.

Вспомните все в мельчайших подробностях.

Например, речь может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии.

Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете).

Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности.

Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие. Осуществляйте такие путешествия как можно чаще, когда вам нужно отдохнуть после серьезной травмирующей ситуации или перед трудным делом.

Третья, заключительная консультация была посвящена практической части, коррекции выгорания.

Практическая часть

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

4. Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

  1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
  2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
  3. Съедаете что-то другое.
  4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

В конце каждому педагогу была дана листовка с рекомендациями.

Рекомендации

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • громко запеть;
  • резко встать и пройтись;
  • быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
  • измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Просмотров: 342
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь