Исполнитель: Удоденко Ольга Владимировна – педагог-психолог МБДОУ №36 Г. Майкоп, 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Светлячок»
Актуальность проекта.
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Скачать конспект
Для нашего детского сада проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта стала актуальной. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:
- эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой)
- деперсонализация, циничное отношение к труду и его объектам (часто педагоги воспринимали коллег, родителей и детей не как живых людей со всеми их проблемами, а как «станок», у которого надо отработать смену; отсюда – бесчувственное, порой негуманное отношение друг к другу, родителям, детям)
- редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения.
Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения – деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности).
Неспецифические способы состоят в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др.
Цель проекта – повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов, тем самым предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранить здоровье, оптимистический настрой и профессиональную активность.
Задачи проекта:
- формирование позитивного отношения к себе, своим воспитанникам, к жизни
- создание условий для активизации личностной рефлексии, стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию
- повышение профессиональной и психологической компетентности
- обучение способам саморегуляции, технологиям снятия психоэмоционального напряжения.
Проект реализуется по трем направлениям: теоретическому, диагностическому, практическому.
Теоретическое направление позволяет ввести участников в смысловое поле проблемы.
Диагностическое направление необходимо для самодиагностики психических состояний, свойств личности, ее направленности, ценностей и т.п. При анализе собственной личности у человека появляется мотивация к самопознанию и самоизменению, что расширяет его ресурсные возможности.
Практическое направление предполагает ознакомление с методами и технологиями снятия психоэмоционального напряжения, обучение на практике конкретным приемам работы с различными состояниями психики.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г – май 2018г.
Категория слушателей: педагоги ДОУ.
1 этап – сентябрь-октябрь 2017 года – подготовительный:
1)довести до участников важность данной темы;
2) подбор методической литературы;
3)подобрать наглядно – демонстрационный материал, музыкальное сопровождение к занятиям.
2 этап – декабрь 2017 года – февраль 2018 – практико-ориентировочный:
1)диагностика уровня профессионального выгорания педагогов;
2)разработка рекомендаций для педагогов по снижению «выгорания»;
3)лекция «Синдром эмоционального выгорания»;
4)индивидуальные консультации для педагогов.
3 этап – февраль- апрель 2018 года – практико-обобщающий:
1)проведение семинара-практикума по привитию навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения (примерная тематика):
- «Арт — терапия как средство сохранения здоровья педагогов»
- «Эмоциональная культура педагога»
2) проведение семинара-практикума по развитию навыков бесконфликтного поведения (примерная тематика):
- «Эффективные способы общения»
3) индивидуальные консультации для педагогов.
4 этап – май 2018 года – аналитико-обобщающий.
1)мониторинг уровня психологического климата в коллективе
2) проведение обобщающего педсовета по итогам работы ДОУ в рамках проекта
3)составление методического пособия с целью обобщения опыта работы по проекту.
Идея проекта.
Синдром профессионального выгорания педагогов легче предупредить. Данный проект поможет участникам образовательного процесса ответить на вопросы, как помочь себе и другим людям. Бережное отношение педагогов ко своему психическому здоровью позволит избежать профессиональной деформации.
Методические материалы по реализации проекта.
- Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация методики В. В. Бойко).
- Тест «Опытного воспитателя ДОУ». Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы. (Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева).
- Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева).
- Тест «Как вы заботитесь о себе».
- Экспресс-оценка «выгорания».
- Диагностика субъективного контроля.
- А также:
- игры-приветствия, упражнения на регуляцию эмоционального напряжения — помогут справиться с негативными эмоциями и стрессом и восстановят силы
- мини-лекции в тренинге включающие теоретическую базу по теме встречи — повысят профессионализм и компетентность в вопросах психологии
- практические упражнения, тесты, арт-терапевтические техники и методики — научат практическим приемам, техникам уверенного поведения и способам саморегуляции и будут способствовать профилактике профессионального «выгорания» педагогов.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Пространство для проведения занятий (музыкальный зал, где могли бы заниматься, свободно разместиться и активно двигаться 12—15 чел.);
- Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, музыкальные композиции, телевизор с DVD-плеером, диски или компьютерные программы с видеозаписями релаксационного действия;
- Коврики для выполнения упражнений лежа; канцтовары (карандаши цветные, маркеры, краски, бумага разных размеров и оттенков, пластилин, кисти, скотч, ватман и др.);
- Присутствие и желание педагогов участвовать в проекте.
Управление рисками проекта.
Во-первых, участники проекта должны быть заинтересованы достижением положительных результатов по окончании проекта.
Во-вторых, просветительская работа должна вестись постоянно.
В-третьих, в ходе работы должна предоставляться точная и достаточная информация о проблеме профессионального выгорания педагогов.
В-четвертых, информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (педагоги дошкольного учреждения).
Ожидаемые результаты проекта:
- улучшение общего самочувствия участников группы, ослабление психосоматических симптомов
- снижение уровня эмоционального выгорания у участников группы
- изменение в мотивациях профессиональной деятельности
- совершенствование межличностных отношений.
Каким образом будет осуществляться привлечение участников к проекту.
Организация в образовательном учреждении групп педагогической поддержки "Поможем друг другу", используя для этого семинары для педагогов.
У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультацию.
Интернет ресурсы, методические объединения, обращение за консультацией к более квалифицированному специалисту.
Занятия проводятся с использованием таких методов, приемов и т.п. как:
- игры-приветствия, упражнения на регуляцию эмоционального напряжения — помогут справиться с негативными эмоциями и стрессом и восстановят силы;
- мини-лекция в тренинге включающая теоретическую базу по теме встречи — повысит профессионализм и компетентность в вопросах психологии;
- практические упражнения, тесты, арт-терапевтические техники и методики — научат практическим приемам, техникам уверенного поведения и способам саморегуляции и будут способствовать профилактике профессионального «выгорания» педагогов и прочее.
На занятиях сочетаются индивидуальная и групповая формы работы.
Структура занятий:
- Вводная часть. Цель: обеспечение сплочения группы, создание атмосферы доверия и принятия. Методы, приемы: приветствие, введение в тему занятия (мини-лекция).
- Основная часть. Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание мотивации к самодиагностике и самораскрытию, развитие навыков активного слушания, обеспечение позитивного восприятия мира. Методы, приемы: антистрессовая гимнастика, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, релаксация, упражнения, психогимнастика, беседа, дискуссия, ролевые игры, техники релаксации и дыхания, проигрывание и анализ ситуаций.
- Заключительная часть. Цель: анализ эмоционального состояния, подведение итогов занятия. Методы, приемы: рефлексия, прощание.
Приложение 1.
Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В.В. Бойко
По мнению автора, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 8 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение».
- Переживание психотравмирующих обстоятельств;
- Неудовлетворенность собой;
- «Загнанность в клетку»;
- Тревога и депрессия.
«Резистенция».
- Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
- Эмоционально-нравственная дезориентация;
- Расширение сферы экономии эмоций;
- Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение».
- Эмоциональный дефицит;
- Эмоциональная отстраненность;
- Личностная отстраненность (деперсонализация);
- Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Инструкция:
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал.
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
- Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
- Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
- Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
- Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Ключи.
“Напряжение”
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).
2. Удовлетворенность собой:
-2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).
3. “Загнанность в клетку”:
+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), -75 (5).
4. Тревога и депрессия:
+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).
“Резистенция”
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5, +54 (2), +66 (2), -78 (5).
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).
“Истощение”
1. Эмоциональный дефицит:
+9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2).
2. Эмоциональная отстраненность:
+10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и? менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся? симптом, 16 -20 баллов — сложившийся симптом. ?20 и более баллов -? симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них
явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; ? 37-60 баллов -? фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. ? В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы: какие? симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами? сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) ? факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо? влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат? коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Приложение 2.
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Приложение 3.
Экспресс-оценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.
- Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен
- Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
- Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры
- То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)
- На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
- Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно
- С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
- О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
- Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям
- За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое
Оценка результатов
0-1 балл — синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов — вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов — положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Приложение4.
Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений
Назначение теста: Изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция к тесту: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».
Тест.
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
- После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
- Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
- Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
- Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
- После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
- Я чувствую угнетенность и апатию.
- Я уверен, что моя работа нужна людям.
- В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
- Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
- Моя работа все больше меня разочаровывает.
- Мне кажется, что я слишком много работаю.
- Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
- Во время работы я чувствую приятное оживление.
- Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
- Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
- На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
- В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результатов теста
Опросник имеет три шкалы:
- «эмоциональное истощение» (9 утверждений);
«деперсонализация» (5 утверждений);
- «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
- «никогда» – 0 баллов;
- «очень редко» – 1 балл;
- «иногда» – 3 балла;
- «часто» – 4 балла;
- «очень часто» – 5 баллов;
- «каждый день» – 6 баллов.
Ключ к тесту
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
- «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
- «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
- «Редукция личных достижений» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
|