Составитель: педагог-психолог Зумбадзе Э.А.
Целевая аудитория: педагоги
Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания.
1. Упражнение: Техника «глубокого дыхания»
Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
2. Упражнения для снятия мышечного напряжения.
Сядьте на удобный стул (кресло) не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду.
- Вытяните кончики ног с пальцами вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем снимите напряжение мышц, т.е. мгновенное расслабление. Во время напряжения мышц важно не ослаблять усилия, потом, сбросив напряжение, вы ощутите прилив крови к мышцам и тепло. Наслаждайтесь этим ощущением и дышите нормально примерно в течение 10 секунд до сокращения мышц.
- Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы вверх. Происходит снова напряжение мышц ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а затем 10 секунд расслабьтесь.
- Поднимите ноги параллельно полу, отгибая пальцы ног к себе. Теперь будет включена новая группа мышц – мышцы бедер. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя ногам внезапно упасть.
- Поднимите ноги параллельно полу, отгибая пальцы ног от себя. Напрягайте ноги в течение 10 секунд, затем расслабьте. На этой стадии мы заставляем работать мышцы нижней части тела.
- Поднимите руки горизонтально, параллельно полу. Сожмите кулаки и с усилием напрягайте всю руку. Делайте это в течение 10 секунд, затем расслабьте руки. Повторение этого упражнения с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.
- Вытяните губы в виде буквы «О» и раскройте пошире глаза, как в пантомиме карикатурно изображают удивление. Не хмурьте бровей. Выдержите 10 секунд, затем расслабьтесь.
- Улыбайтесь как можно шире и оставайтесь так 10 секунд, затем расслабьтесь.
- Психодинамическая ритмопластика.
Для того, чтобы придти к гармоничному, а, следовательно, успешному состоянию, необходимо освоить три процесса: собирание, удержание и расслабление. Все три процесса связаны с определённым качеством энергии и активности. Собирание связано с нашей способностью накапливать жизненные силы и энергию. Позитивное "собирание" подразумевает аккумуляцию творческой и природной энергии. Эта энергия является нашим "стартовым капиталом" для положительных изменений. Но мало накопить энергию. Необходимо уметь её удержать, не растратить на мелочи, не дать уйти "сквозь пальцы".
Собирание и удержание связаны с активным действием, а, значит, с определённым напряжением. Однако, невозможно находиться в постоянном состоянии напряжения. Необходимо научиться расслаблению. Научиться этим основополагающим процессам на символическо-действенном уровне. Оказывается, эти состояния можно "вылепить" из глины, пластилина или теста. Мы заранее готовим пластический материал (пластилин, пластилиновый воск, глину) или просим принести с собой кусок замешанного дома солёного теста. Тесто можно готовить и прямо перед занятием в кабинете психолога.
Пришедшие на занятие удобно рассаживаются в мягкие кресла. Звучит приятная расслабляющая музыка. Ведущий просит всех закрыть глаза, на счёт 3 сделать глубокий вдох, медленно выдох (повторить 2-3 раза).
Инструкция: “Слушая музыку, по моему сигналу выполняйте движения с той скоростью и силой, с которой считаете нужным. Кусок глины (теста, пластилина) разминаем в руках так, чтобы он стал мягким и пластичным. Затем, слушая музыку делаем куб, отмечая свои чувства; (после того, как все выполнили команду — подаётся следующая), “Теперь превращаем куб в шар. Теперь делаем плоскость”. (во время всей медитации почувствуйте изменения в своих внутренних ощущениях).
Значение геометрических фигур:
КУБ — символизирует собирание;
ШАР — символизирует удержание;
ПЛОСКОСТЬ — символизирует расслабление.
Таким образом, лепка куба на бессознательно — символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Подобный эффект достигается благодаря движениям рук и пальцев, с помощью которых вылепливаются эти формы. Когда мы лепим куб, пальцы делают собирающие движения; когда катаем шар — сжимающие и удерживающие; когда лепим плоскость, мы растираем глину (пластилин, тесто) расправленными ладонями. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления — это один из глубинных смыслов метода лепки.
4. Упражнение «Волшебное дерево».
Цель: Обучение приёмам снятия стрессового напряжения.
Время: 20мин.
Вид: Визуально релаксационное упражнение.
Оборудование: музыкальное сопровождение (звуки леса).
Инструкция:
Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно. Закройте глаза и послушайте своё дыхание: вдох-выдох, вдох- выдох…
Теперь представьте, что вы на лесной поляне. Вы видите на ней несколько разных деревьев…
Одно вам нравиться больше всех, и вы идёте к нему… Вы трогаете ладонью его кору… Теперь вы подходите к нему в платную. Обнимаете его…
Вы чувствуете, как бегут соки по стволу… Это- целебные соки. Оно наполняет энергией. Вы чувствуете, что дерево почувствовало вас и направило к вам свои соки. Соки втекают в вас во всём теле. Они пропитывают вас. Каждая клеточка вашего тела наполняется и радостно разворачивается. Вы наполнены силой дерева… Вы делаете шаг назад. Вы благодарно гладите дерево по каре. Теперь это ваше дерево. Дайте ему имя.
Попрощайтесь с ним. Вы ещё придёте к нему. А сейчас откройте глаза…
Обсуждение: Поделитесь впечатлениями.
Рефлексия.
Педагоги отвечают на вопросы:
Насколько полезными вам будут те знания, которые вы сегодня получили? Что вам лично подойдет, чем вы воспользуетесь?
|