Богомолов Павел Александрович. Детский аутизм. Обобщение опыта коррекционно — развивающей работы

Детский аутизм. Обобщение опыта коррекционно — развивающей работы

В последние десятилетия усилилось внимание к детям с нарушениями в развитии. Аутизм несомненно занимает одну из самых заметных позиций в списке патологий детского возраста. Ребёнок с таким отклонением в развитии разительно отличается от своих сверстников, как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны как в окружающем социуме, так и в семье, в которой такой ребенок родился.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во всём мире, складывается система помощи детям, подросткам и юношам с синдромом раннего детского аутизма.

Вместе с тем данное нарушение развития ещё очень мало изучено, а количество детей с диагнозом «аутизм» по статистическим данным увеличивается с каждым годом. Соответственно можно сделать вывод, что всестороннее изучение темы «аутичного ребёнка» имеет огромное значение для социализации таких детей.

 

Скачать конспект

Основными задачами такой работы должны являться углублённое изучение проблемы детского аутизма, формирование понимания общих закономерностей, связанных с данным отклонением и на основе этого разработка и последующее внедрение эффективных коррекционных программ обучения и развития.

Глава 1: Теоретический обзор

1. 1 Понятие Аутизм. Причины возникновения

Аутичность (от греческого — "сам") — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером в 1911 году, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера (Баенская Е. Р, 1995).

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Точные причины возникновения РДА до настоящего времени неизвестны. На этот счёт существуют различные мнения. По одному из них аутизм вызывается повреждениями головного мозга, как врожденного, так и приобретенного характера, что способствует нарушению процессов созревания отдельных структур и функций мозга (Исаев Д. Н, 2006).

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. (Баенская Е. Р, 1995).

1. 2 Основные особенности и проявления

Наиболее ярко выраженные симптомы аутизма у ребенка — замкнутость, бедность выражения эмоций, отсутствие интереса к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы. Некоторые мамы, характеризуя таких детей, говорят: «Они словно живут под стеклянным колпаком». Такие дети не идут на контакт с окружающими, относятся к близким как к неодушевленным предметам, отвергают оказываемую им нежность или вообще на нее не реагируют.

Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает). Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Кроме того, ребенок необычно воспринимает самого себя. Он не может идентифицировать собственное «я», иногда с какой-либо частью тела ведет себя так, словно она ему не принадлежит.

Другие симптомы аутизма: с одной стороны — неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов), с другой — отсутствие чувства реальной опасности. Нередко у аутичных детей наблюдается беспричинный смех, плач или приступы злости (Баенская Е. Р, 1995).

Существует 3 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

  • Нарушение социального поведения.
  • Нарушение коммуникации.
  • Стереотипное поведение.

Следует так же отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи (Исаев Д. Н, 2006).

Нарушение социального поведения проявляется следующими признаками:

  • Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза. Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.
  • Скудная мимика, часто не адекватная ситуации. Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.
  • Жесты используются лишь для обозначения нужд. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.
  • Неспособность понять эмоции окружающих. Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.
  • Отсутствие интереса к ровесникам. Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.
  • Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.
  • Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями. Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Нарушение коммуникации проявляется следующими признаками:

  • Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм). При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)
  • Аномальный характер речи (повторы, эхолалии). При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

А так же слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации, отсутствует реакция на собственное имя, не наступает или задерживается «возраст вопросов». Дети с аутизмом, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Стереотипное поведение проявляется следующими признаками:

  • Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.
  • Выполнение ежедневных ритуалов. Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.
  • Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки. Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке, хлопанье в ладоши, щелканье пальцами, покачивание головой и другие однообразные движения.

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и само агрессии.

Аутичные дети испытывают огромное удовольствие при однообразном говорении одних и тех же ритмичных движений, поэтому часто проявляют необыкновенную музыкальную одаренность. Кроме того, в них возможен интерес и способность к очень специфическим вещам, например, нередко такой ребенок с легкостью заучивает наизусть несколько страниц из телефонной книги, и вместе с тем он не может поддержать обыкновенный разговор о погоде или других повседневных вещах (Лебединская К. С, Никольская О. С.1991).

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего (Исаев Д. Н, 2006).

1. 3 Восприятие окружающего мира ребёнком с аутизмом

Принято полагать, что восприятие аутичного ребёнка характеризуется следующим образом:

  • Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела.
  • Малыш не может объединить в единственный образ все детали.
  • Ребёнок почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных.
  • Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние.
  • Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Донна Уильямс сама, имея диагноз аутизм, в своей книге «НИКТО НИГДЕ» дала возможность обычному человеку почувствовать, что переживают люди с аутизмом, позволила ощутить их потерянность в мире «нормальных отношений».

Основное её послание специалистам: «Не думайте, что аутичных детей можно просто научить правильно вести себя, у них есть основания вести себя плохо, и, продвигаясь в социализации, важно учитывать эти основания и искать компромисса».

«Ничего я так не боялась, как близости, вовлеченности, навязывания мне чужих чувств, хлопот и сюсюканья надо мной. Пытаясь жить согласно чужим ожиданиям, я лишь еще острее ощущала свою безнадежную неадекватность» (Уильямс Д, 2013).

1. 4 Основные направления коррекционного воздействия

Основной целью является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию (Гилберт К., Питере Т, 2002).

При создании коррекционных программ целесообразно придерживаться следующих принципов:

  • комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции
  • преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей при РДА
  • индивидуальный характер коррекции на начальных этапах с постепенным переходом к групповым формам работы
  • определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов

Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:

  • коррекция эмоциональной сферы
  • формирование коммуникативной сферы
  • социально-бытовая адаптация

У детей с расстройством аутистического спектра из-за неверной переработки сенсорной информации наблюдаются нарушения в сфере восприятия. Эти проблемы могут касаться как одного из анализаторов, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов, а так же развитию образного мышления.

Коррекция эмоциональной сферы включает в себя в первую очередь обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства, при этом важно максимально ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций.

Немаловажным является удовлетворение потребности ребёнка в двигательной активности и развитие компонентов общей и мелкой моторики.

Следует помнить о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.

Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и упорядочивании поведения окажет формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы.

Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение аутичного ребенка в среду здоровых сверстников. При этом следует помнить, что дети с аутизмом затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства (Гилберт К., Питере Т, 2002).

Глава 2: Методика работы

2. 1 Организационные условия

Занятия проводятся в отдельном специально оборудованном кабинете, согласованно с расписанием занятий других педагогов учреждения. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  • набор маленьких резиновых мячей
  • цветной коврик с вкладышами
  • набор диагностических картинок разного формата
  • развивающие конструкции: «почтовый ящик», пирамида, матрёшка
  • мягкие игрушки
  • набор дидактических игр с картинками
  • набор разноцветных кубиков для конструирования
  • альбом для рисования
  • разноцветные карандаши и мелки
  • сухой бассейн с разноцветными пластмассовыми шариками

Психолого-педагогические условия – занятия проходят индивидуально и в малых группах с учётом сложностей в развитии детей, количество в подгруппах варьируется от 2 до 4. Процесс составления психокоррекционной программы является комплексным и должен учитывать медицинские рекомендации, а так же рекомендации воспитателей группы. Используются сенситивные периоды в развитии детей и учитываются особенности в развитии каждого отдельного ребёнка группы.

Представленная целевая группа: дети с аутизмом 7-9 лет

Длительность занятий: 20-30 минут

Нет Навык не сформирован

2. 4 Описание коррекционной работы

Основным направлением моей работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, является развитие коммуникативной сферы. Исходя из опыта работы в данном направлении, я преимущественно использую «метод опосредованного взаимодействия». Ребёнку с аутизмом, из-за повышенной сенсорной чувствительности, крайне сложно взаимодействовать с окружающими напрямую. Исходя из этого, в своей работе я выделил следующие этапы работы в развитии коммуникативной сферы:

  1. Наблюдение за ребёнком, определение его интересов (не вмешиваясь в его деятельность)
  2. Находясь рядом, а не напротив, через предметы попробовать наладить простейшее взаимодействие: помочь в каком-либо действии; подать предмет; передать мяч и (не вербально) попросить вернуть обратно
  3. Далее, когда будет снижена тревожность ребёнка по отношению к окружающим, можно переходить к двустороннему игровому взаимодействию, а в последующем к интеграции ребёнка в группу сверстников

Следует помнить, что у ребёнка с аутизмом полноценный контакт с окружающим социумом (как со взрослыми, так и со сверстниками) в большинстве случаев так и не наступает. Соответственно так называемое «опосредованное взаимодействие» должно проходить через все этапы коррекционного воздействия.

Из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми-аутистами я использую:

  1. Игровую терапию (развитие совместной игровой деятельности)
  2. Дидактические игры на развитие зрительного восприятия и образного мышления (доски Сегена в различных вариациях: коврик, куб)
  3. Сухой бассейн (развитие сенсорной сферы)

Результаты обследования социально значимых навыков на данный момент:

Заключение

Как видно из данной работы, коррекционная работа с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, хотя и длительна по времени, но всё же имеет положительную динамику.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного подхода к решению педагогических проблем и индивидуального подхода на ранних этапах коррекционного воздействия.

В заключении хотелось бы процитировать слова упоминаемой ранее Донны Уильямс: «Спасти чужую душу невозможно, как бы нам этого ни хотелось. Можно лишь вдохновить другого сражаться за свое спасение. Тех, кто старается помогать таким людям, как я, хочу уверить, что их усилия не бесполезны. Косвенная или отстраненная реакция — совсем не то же, что равнодушие» (Уильямс Д, 2013).

Список литературы

  1. Исаев Д. Н. «Психопатология детского возраста». – СПб, 2006.
  2. Баенская Е. Р. «Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка». – М, 1995.
  3. Уильямс Д. «Никто Нигде». – М, 2013г
  4. Гилберт К., Питере Т. «Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов» — М, 2002.
  5. Лебединская К. С, Никольская О. С. «Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления». — М, 1991.
Просмотров: 707
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Смирнова Евгения Геннадьевна. Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Олешкова Елена Александровна. Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе для детей с расстройством аутистического спектра.
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Марушева Екатерина Александровна. Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Щемелева Светлана Дмитриевна. Детский аутизм. Что важно знать родителям и педагогам.
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь