Смирнова Евгения Геннадьевна. Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма

Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма

Смирнова Евгения Геннадьевна

Под понятием аутичность (от греч. — «сам») подразумевается наличие у ребенка тяжелых форм нарушения социальных контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко. Это речь и коммуникация, социальное воздействие, эмоциональная сфера. Речевой дефект детей с аутизмом главным образом заключается в нарушении понимания обращенной речи, осознанию смысла, что ведет к резкому отставанию речевого развития, а следовательно, и к социальной отгороженности. Речь аутичных детей насыщена штампами и эхолалиями (неконтролируемый повтор слов). Эхолалии могут соответствоватьпо смыслу ситуации, а могут даже отдаленно не привязываться к ней. Для аутичных детей характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения – речевой инициативы.

В ходе работы с аутичными детьми выясняется, что происходит достаточно интенсивное накопление пассивного словаря, но он имеет преимущественно номинативный характер. Становление фразовой речи у этих детей происходит чрезвычайно замедленно. Трудности в овладении семантическими компонентами речи (объективными-обозначающими предметы, предикативными-обозначающими действия, атрибутивными-обозначающими признаки предметов) приводят к нарушению синтаксиса. Особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря. Таким образом, без специальной коррекционной работы спонтанное развитие речи может остановится на этом этапе, ребенок не сможет пользоваться речью как средством общения. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. В своей работе мы используем методические разработки Л. Г. Нуриевой, Т. И. Морозовой, Л. Б. Баряевой.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  • Установление контакта.
  • Выработка учебного стереотипа.
  • Формирование начальных коммуникативных навыков.
  • Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.
  • Обучение экспрессивной речи.

Экспрессивная речь – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи.

Этапы работы:

  • Формирование длительного выдоха.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Произнесение звуков речи.
  • Расширение словарного запаса.

Осбенности коррекционно-развивающей работы:

  1. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. При этом материал должен быть разнообразным, ярким. Для организации коррекционно – развивающей деятельности необходимо выявить актуальную зону развития ребёнка, его игровые приоритеты, пристрастия. Реальные предметы, картинки, применяются на всех этапах работы с ним.
  2. На начальных этапах коррекции, вырабатывается важнейшая для аутистов реакция оживления, зрительного слежения. Положительную динамику в работе с особыми детьми дает куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы используются на занятиях мягкие куклы-рукавички. Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Взрослый с помощью куклы постоянно создает ситуацию успеха.

Игры с ритмами и мелодиями также помогают «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Хорошо использовать детские песни из мультфильмов: «Антошка», «Чунга-чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др. Дети любят танцы с флажками, цветами и ленточками.

3. Для развития зрительно-моторного комплекса ( «глаз-рука») и развития мелких мышц кисти, проводится ряд специальных игр с предметами, обязательно с речевым сопровождением в виде потешек, четверостиший, песен.

4. При работе с аутичным ребенком важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень ненадолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий.

5. Для закрепления появившихся речевых реакций нужно постоянно в игре или на занятиях воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция.

Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Эффективными методическими приемами для стимуляции звукоподражания являются:

  • фонетическая ритмика
  • работа со звуковыми дорожками
  • работа с картинками на звукоподражание
  • разные виды тетра (в т.ч. настольный, магнитный)

Усвоение номинативного словаря в практической деятельности

Специфика речевого развития детей позволяет более эффективно работать над пассивным словарем, по словарным темам: части тела, продукты питания, мебель, зима, одежда, посуда, животные, “мамины помощники” — электроприборы и др.

Соотнесение предмета с картинкой. Занятия на данном этапе становятся более интересными и разнообразными, так как с появлением указательного жеста, у детей появляется больший интерес к наглядному и дидактическому материалу. Работа над лексическим материалом ведётся при совместном использовании реальных предметов, муляжей. Ребёнок сам или с помощью педагога «оконтуривает» предмет, при этом педагог чётко и утрированно произносит данное слово. Затем ребёнок узнаёт данный предмет на картинке, и, путём подкладывания картинки к предмету усваивается его название. Таким образом, работа над соотнесением предмета с картинкой заключается в первичной задаче педагога – привлечение внимания ребенка к губам и рукам взрослого в момент проговаривания слова. Особое внимание на данном этапе уделяется инструкциям: “Дай мне…”, “Покажи где… ” Именно использование реальных предметов (мебель, продукты питания), муляжей заинтересовало детей и позволило расширить пассивный словарь по пройденным темам.

Накопление номинативного словаря. Используются игры не только на соотнесение предмета с картинкой, но и классификации (продукты питания – мебель, посуда – одежда, т.е. грубые различия). Классификация вообще является одним из первых приемов работы, когда у ребенка не сформированы понятия: “дай…” и “покажи”. Первоначальное формирование атрибутивного словаря (основные цвета, формы, размер), так же начинается с классификаций. Игры и пособия для накопления номинативного словаря:

пазлы (2, 4-х составные), составные кубики, разрезные картинки,

водные раскраски (многоразовые), игрушки.

Накопление атрибутивного словаря. Работа над накоплением атрибутивного словаря начинается с изучения основных оттенков цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Классификация выполняется также на разноцветных предметах, которые необходимо разложить по коробочкам идентичных цветов. Используемые д/игры: «Цветное лото», «Лото» (величина, форма), «Слова-антонимы» (простые варианты)

Накопления предикативного (глагольного) словаря лучше начать с понимания действий на картинках (лучше фотографиях), на которых изображены люди (на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных), совершающие простые действия. В начале используют те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, «пьет», «сидит», «рисует», «ест» и т.п.). Можно подобрать и изображения тех действий, которые часто встречаются в быту ( «спит», «моет» и т.п.). На каждый глагол подбирается несколько картинок (фотографий) для того, чтобы избежать ассоциации слова с конкретным изображением. Каждый изображенный на фотографиях (картинках), должен выполнять несколько действий. Например, если используются фотографии мамы, то на них она и пьет, и спит, и рисует, и т.д. В таком случае при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия.

Работа с картинками. Можно выполнять выкладывание последовательности картинок – глаголов. (“Мишка поспал, где мишка спит? Потом мишка кушает, где мишка кушает? ” и т.д.). Усложнение атрибутивного словаря проходит так же на построении последовательностей из карточек. Для данного вида задания используются пиктограммы, мнемодорожки, опорные картинки, игрушки.

Важно отметить, что при обучении речевым навыкам (как и любым другим) ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык (например, называние предметов), не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего.

Литература:

  1. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей»
  2. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова «Я-говорю!» (упражнения с пиктограммами)
  3. Т. В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»
  4. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. – №4. – с. 34–40
Просмотров: 608
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Шатилова Мария Михайловна. Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Екатерина Леонидовна Чупрова. Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: 'Дикие животные'
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Ляпунова Инна Напаевна. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Горькова Ольга Владимировна. «Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ (нарушение речи) в певческой деятельности».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь