Импульсивность детей дошкольного возраста является одной из острых проблем для педагогов, родителей и современного общества. Увеличения числа детей с импульсивностью выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих это явление. Особенно важным является изучение импульсивности в старшем дошкольном возрасте. Когда происходит стадия становления личности и ещё можно предпринять своевременные коррекционные меры. В настоящее время среди детей дошкольного возраста актуальна проблема импульсивности. Такое поведение отрицательно сказывается на успешном процессе обучения детей. Это может сказаться на психическом и личностном развитии импульсивных детей. Существует необходимость в более тщательном изучении данной проблемы, которая поможет выявить импульсивность на её ранних этапах развития.
Многие практические работники, имея теоретические знания об импульсивности, особенностях её проявления не всегда могут подобрать эффективные приёмы воздействия на детей, а также не все родители имеют теоретические и практические знания преодоления данного проявления у детей.
Импульсивность это черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функций контроля за поведением.
А.Н. Леонтьев считал, что импульсивность и ситуативность — это характеристика «полевого» поведения дошкольников. Действия таких детей спонтанны в связи с какими — либо переживаниями. Содержание действий импульсивного ребёнка зависит от того, чем он занимался в этот момент и что его окружало внешне. Осознанность или сознательность — это характеристика произвольного действия. Осознание своих действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность. Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что и как они делают. Собственные действия проходят мимо их сознания. Ребенок находится внутри предметной ситуации и не может ответить на вопрос, что он делал, во что он играл, как и почему. В детском возрасте проблема поведения остаётся одной из важных [5, с.7].
Существует необходимость в более детальном изучении проблемы импульсивности: в дополнении теоретических данных, в разработке инновационных диагностических методик, для выявления импульсивности на более ранних этапах развития.
Для того чтобы, импульсивное поведение не стало для ребенка единственно возможным, и не было принято им за правильную модель поведения, необходимо своевременно разработать и внедрять методы коррекционной помощи импульсивным детям уже в дошкольном возрасте.
Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди старших дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является игротерапия. Многие психологи, педагоги, воспитатели и родители применяют воздействие игры в своей работе и процессе воспитания.
В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения импульсивного поведения у дошкольников в онтогенезе. Этот вопрос рассматривали такие авторы, как И.Ю. Заломихина, Н.Л. Кряжева, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и другие.
Проблемой импульсивности и коррекцией импульсивного поведения у детей занимались ученые Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, М.О. Винник, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и другие.
Проведённая исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема импульсивности у детей остаётся актуальной.
Вопрос коррекции импульсивности старших дошкольников стоит очень остро, потому как повышенный уровень импульсивности детей является проявлением неблагополучия личности в дальнейшем.
Зачастую в группах дошкольного образовательного учреждения можно наблюдать активных, непоседливых и много двигающихся детей, которые вносят дезорганизацию в деятельность воспитателя и жизнь группы в целом.
Коррекционная работа с импульсивными детьми должна носить системный характер: иметь четкие этапы и логику продвижения от простого к сложному; учитывать конкретные особенности детей с данным поведенческим нарушением и их возрастные характеристики.
Основным методом в работе с импульсивными детьми дошкольного возраста выступает игра, которая способствует развитию у ребенка произвольности поведения, механизмов управления им. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
Игра является основной развивающей, творческой и познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений [6, с.58].
Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития и применим практически при всех видах нарушений поведения.
Игра для ребенка — это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.
Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения [2, с.74].
При нормальном развитии уровень импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих.
Таким образом, вопросы изучения детской импульсивности занимают значительное место в современной психологии.
Целью исследования являлось выявление эффективности комплекса занятий, направленного на коррекцию импульсивности старших дошкольников.
Была выдвинута гипотеза, разработанный комплекс занятий по игротерапии, включающий в себя игры, упражнения, тренинги, рефлексию, способствует эффективной коррекции импульсивности детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики уровня импульсивности показали, что значительная часть старших дошкольников нуждается в коррекционной работе.
В ходе проведения комплекса занятий у большинства старших дошкольников экспериментальной группы значительно повысился уровень самооценки, понизился уровень импульсивности, уменьшилась раздражительность.
Сравнение результатов диагностики уровня импульсивности старших дошкольников контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования показали незначительные изменения.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования наглядно показали снижение уровня импульсивности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
Гипотеза исследования подтвердилась, действительно, разработанный комплекс занятий, направленный на коррекцию импульсивности старших дошкольников, является эффективным.
Литература:
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. – 1008 с.
- Зеленцова-Пешкова, Н.В. Игротерапия для дошкольников [Текст] / Н.В. Зеленцова-Пешкова. М.: Феникс, 2014. – 156 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева, СПб.: Екатеринбург, 2004. — 192 с.
- Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст]: учебное пособие для вузов. / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. — М.: Академический прокат, 2013. — 303 с.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н Леонтьев. — М.: Изд-во Москва, 2001. — 40 с.
- Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М., 2000. — 191 с.
|