- К тебе мамочка сегодня подойдет, узнать результаты диагностики — сказала мне воспитатель подготовительной группы, когда я прощалась с мамой мальчика из группы кратковременного пребывания (для тех, кто не сталкивался, это 3-х часовые группы для детей до 3 лет, направленные, в основном, на адаптацию ребенка к условиям ДОУ).
На двери моего кабинета написано «педагог-психолог».
Прошло три месяца от начала учебного года, а темы моих консультаций как под копирку: «Мы пошли в сад…караул…он меня не отпускает» … или «Ему же в школу!! Караул (сейчас родители больше детей бояться школы) Он готов? Как успехи? Мы дома занимааааемся…»
Мой опыт работы не 30 лет, но и не первый год, я уже могу сказать, что мы с моими коллегами выпустили старших детей и участвуем в развитии вторых (третьих) детей многих семей, количество «здравствуйте», пока я иду на работу и обратно, возрастает.
И вот, что я замечаю из года в год, что, в основном, ко мне обращаются родители детей раннего возраста и старшего дошкольного возраста.
И у меня родилась гипотеза – примерно с 3,5 лет, когда уже более менее прошла адаптация ребенка к саду) и до 5,5 лет, когда уже все вокруг, семья ребенка, воспитатели с замиранием говорят: «тебе же скоро в школу», с 3,5 до 5,5 лет у ребенка, его родителей и у семьи вцелом наступает период некоторого затишья. Я не беру случаи серьезных физических и психических заболеваний у ребенка, или каких-либо происшествий, утрат в семье.
Получается, что в среднестатистической обычной семье –это «передых».
В нашем детском саду на протяжении 5 лет были организованы группы раннего развития детей с 6 мес до 3 лет. Как правило, такие группы посещали детки с 9 мес до 2,5 лет. Так вот, в эти группы ходили дети вместе с родителями, это был новый опыт для всех, раньше такое можно было встретить только в частных развивающих центрах. Мамы, папы, бабушки, няни приходили с малышами в группу, а оттуда в физкультурный зал, на музыку и снова группу. Родители были очень заботливые, волнующиеся (другие просто не доходили до наших групп, то график неудобный, то никчему), задавали вопросы, интересовались, как развить речь, как укрепить здоровье, что значит, что малыш взял черный карандаш и им творит?
Потом были периоды переживаний, когда эти дети пошли на полный день без родителей, а потом…
Потом родители выходят на работу, рождается второй (следующий) ребенок, наш «малыш» уже не малыш, и жизнь приобретает некоторую предсказуемость и размеренность. Я предполагаю, что мамы искренне отдыхают на работе, просто не все про это громко говорят.
Время идет, из года в год я провожу текущие диагностики уровня развития детей соответственно возрасту, а также ту самую психологическую готовность к школе. На этом этапе, перед выпуском, как правило, мы с родителями начинаем общаться чаще, переживания усиливаются, вылезают те проблемы, которые ранее не воспринимались всерьез. Это обратная сторона того самого 2-х летнего «перерыва». Ведь, если совсем честно и отстраненно подумать некоторым родителям, то они вспомнят, что и воспитатетли иногда «что-то» говорили, и тренер спортивной секции рассказывал про поведение ребенка пару раз, а тогда в гостях …было немного неудобно…вообщем, звоночки тех или иных особенностей, невнимательности, неусидчивости, непослушания так или иначе проскакивают, а иногда и вовсю дают о себе знать. Но часто родители, бабушки оправдывают своего ребенка (и это понятно), мол маловат он еще, научится, куда он денется, не всем же быть Ломоносовыми. А ребенок, тем временем, упорно «подсаживается» на мультфильмы, планшеты, игры в мамином телефоне и на другую подмену «общения с родными людьми».
На днях мальчик 4 лет рассказывал мне, что у него есть планшет, он и говорит то не совсем понятно, и слово планшет я разобрала со второго раза, а вот то, что там игра зомби, это он с удовольствием рассказал. А что там зомби делают? Людей убивают. Что? (я подумала, что не то услышала). Людей убивают.
Дорогие мамы,папы, бабушки, дедушки, у меня нет права судить Вас и ругать. Я хочу обратить Ваше внимание и внимание своих коллег на этот вопрос. Тема эта не новая, и много раз про все это говорилось и еще будет говориться. Но…жизнь ребенка с 3,5 до 5,5 лет ничем не отличается от периода раннего детства, похода в 1 класс, подросткового возраста, когда все- все знают, что требуется внимание и участие в жизни ребенка со стороны взрослых членов семьи. Внимание и участие требуется всегда ребенку, в 3 мес, в год, в 3 года, в 4 года, всегда. Дети с удовольствием откликаются на предложения сделать что-то простое, несложное, или порисовать вместе, или полепить, но вместе, здесь им важно, что они это делают вместе с родным близким ему человеком. Родители много внимания уделяют, чтобы купить качественные игрушки, организовать полезное питание, красиво качественно одеть, для этого родители и работают и «вкладывают» в детей…от этого они и устают и готовы дать планшет, свой телефон или пульт от телевизора вечером дома, чтобы немного передохнуть от рабочего дня. А когда ребенку исполняется 5-6 лет, когда мама подсовывает ему прописи, положенные по возрасту, там же написано на обложке «подготовка к школе», а ребенок «не хочет», не заставить», тогда родители говорят, что он ленивый, в кого он у нас такой?
Наши дети, дети 21 века осваивают компьютер, ког раньше, чем родной язык, это другие дети, все воспитатели про это в один голос твердят. Но несмотря на современность, они пока еще…пока…хотят совместного времяпрвождения с мамой и папой. Для ребенка это имеет большую ценность, чем задание из дорогого пособия, которое НАДО сделать, ведь ему уже 5 лет и он ДОЛЖЕН уметь…
Детям нужны вы, живые настоящие люди. а не искусственный компьютерный мир, который наши современные дети в любом возрасте освоят очень быстро. А вот восстановить здоровое детско-родительское взаимодействие быстро не получается, на это уходят месяца, а то и годы.
Вот и у меня у самой сейчас период «перерыва», прошли бессонные ночи с маленьким ребенком, мой сын уже остается в детском саду на полный день, я радуюсь, что до школы у нас с ним есть время вечерами играть, гулять на улице и не думать о уроках. Хорошее это время …с 3 до 5!
|