Казначеева Нина Ивановна. Работа педагога-психолога с педагогическом коллективом. Из опыта работы

Работа педагога-психолога с педагогическом    коллективом. Из опыта работыКазначеева Нина Ивановна педагог-психолог МДОУ №76 с. Речицы Московская область

консультации, психологическая помощь, пропаганда психологических знаний, тренинги, КВН, семинары, презентации, лектории, стендовая информация.
Беседа с воспитателем может носить информационный или диагностический характер. Информационную беседу психолог проводит при приеме на работу новых воспитателей, или когда он сам приходит впервые в коллектив ДОУ. В ней можно выявить творческий потенциал, уровень конфликтности.  Диагностическая беседа позволяет выявить проблему, беспокоящую воспитателя, выбрать методы для ее решения.
Информационная беседа.
*Кем бы вы хотели работать, если бы не работали воспитателем?
*Какие «плюсы» находите в своей работе?
*Какие «минусы» находите в своей работе?
*Что могли бы предложить для улучшения психологического климата в коллективе?
*В чем видите помощь родителей?
*Какой информации об особенностях возраста, поведения, способностях детей вам не хватает?
*Чему могли бы научить коллег?
*Вы «сова» или «жаворонок»?
*Какие занятия вам нравится проводить больше всего?
*как вы предпочитаете отдыхать?
*Какие поощрения следовало бы ввести для воспитателей?
Диагностическая беседа.
Проблема – переутомление
*Когда вы заметили чрезмерную усталость?
*В чем проявляется усталость?
*Как пытаетесь справиться с усталостью?
*Как обычно проходит ваш вечер, выходной день?
*Каким вы видите идеальный отдых?
*В какое время суток ощущаете утомление сильнее всего?
*Считаете ли обязанности, возложенные на вас, чрезмерными, требования завышенными?
*Как вы полагаете, кто бы мог помочь вам справиться с усталостью?
*Страдаете ли бессонницей?
*Принимаете ли успокоительные средства?
*Как вы полагаете, что является истиной причиной вашего переутомления?
Беседа позволяет узнать человека лучше, выявить что его беспокоит, создать первичную психологическую базу для дальнейшей диагностики. Информацию, полученную в ходе беседы, хорошо дополнить результатами тестирования.
Если в коллектив приходит новый воспитатель, психолог может его продиагностировать, обработать  полученные результаты, ознакомить с их результатами руководителя.
Диагностика может быть направлена на определние личностных качеств:
на доброжелательность, умение слушать других людей, терпение, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность, стремление профессионально совершенствоваться, организованность, умение работать в команде,  чувство юмора, творческий потенциал, грамотность, эрудицию.
Чтобы проверить, насколько у сотрудника развиты воображение, творческий потенциал, можно предложить ему перевоплотиться в Золушку, Карабаса-Барабаса, Снежную Королеву, придумать дизайн игровой комнаты.
Обладает ли человек грамотной и образной речью, можно выявить, предложив ему написать эссе «Один день из жизни воспитателя».
Общую эрудицию сотрудника можно проверить. Предложив ему ответить на вопросы из нескольких областей знаний, написать краткий сценарий интерактивных игр «В стране математики», «Наш дом – Земля».
Консультирование -  очень ответственное и непростое дело. Воспитатели очень чувствительны к критике и неодобрению. Консультации могут касаться:
•    Личных проблем;
•    Отношений с коллегами;
•    Отношений с детьми;
•    Отношений с родителями.
Оптимальный порядок проведения консультации следующий.
1.    Расслабление.(расположить к себе)
2.    Подведение к сути проблемы.
3.    Обсуждение сути проблемы.
4.    Обсуждение путей решения проблемы.
5.    Принятие путей решения проблемы.
Скорая психологическая помощь.
Это вид психологической помощи, которую психолог ежедневно оказывает сотрудникам ДОУ по их требованию (стресс, конфликт, синдром хронической усталости). Если воспитатель обращается к психологу тогда, когда он занимается с детьми, следует дать детям самостоятельные задания или оставить с помощником воспитателя и выйти соседнюю комнату. Выяснить причину обращения, предложить сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Выпить воды. Развести детей по группам и как можно быстрее заняться возникшей проблемой. Почему?
*Состояние и настроение воспитателя влияет на детей.
*Эмоциональное состояние может оказать существенное влияние на физическое состояние воспитателя.
*Если попытаться отложить решение проблемы, это может быть воспринято как игнорирование и нежелание помочь.
Следует дать возможность сотруднику высказать суть проблемы и сформулировать отношение к ней, не пытаясь ничего анализировать. Когда консультируемый выскажет все, следует постараться встать на позиции как его самого, так и человека с которым произошел конфликт. Затем предложить путь временного разрешения проблемы с тем, чтобы впоследствии проанализировать и решить ее окончательно.
Психологическая безопасность
Уважаемые коллеги, ведь не секрет, многие из нас испытывали на себе «психологическое давление» Хорошо, если это кратковременный факт. А если это происходит длительное время и наносит вред здоровью. Что нужно знать, чтобы справиться с ситуацией?
Во-первых, познакомлю вас с терминологией, принятой в современной психологии.
Моббинг – это любое патологическое действие на месте работы или в связи с работой, психологический терроризм более полугода.
Моббер – руководитель или члены коллектива, провокаторы психологического террора, инициатор террора.
Моббингование – психологическое насилие в течении нескольких недель.
Моббинг определяют :
* жесты
* слова
* поведение или позиция
Виды моббинга:
*горизонтальный (коллега против коллеги)
*нисходящий (подчиненные против руководителя)
*восходящий (руководитель против подчиненного)
*смешанные(руководитель, подчиненные).
Жертвы моббинга:
*молодые специалисты
*35-46 лет
*предпенсионер
*талантливые, компетентные
*матери-одиночки
*вдовы
*незамужние женщины
10 правил противостоять моббингу:
1.будь терпелива (борьба утомительна)
2. не поддавайся отчаянию, разочарованию, не бери на себя вину
3. не думай о «больничном», ситуация только ухудшится
4. не думай, что в такой ситуации один
5. приготовься дать отпор, обратись за помощью к людям, не имеющим отношения к мобберу:  врачу, юристу, профкому
6. собирай документы, свидетельствующие о моббинге, веди календарь здоровья
7. поищи союзников среди коллег, важно сообщить семье о происходящем
8. обратись в СМИ
9. воспользуйся услугами «телефона доверия»
10. поступай согласно законодательству
Если вы видите, что коллега подвергается моббингу – не оставайтесь в стороне, протяните руку помощи. Хорошо использовать проговаривание сути конфликта.
Совет:
Научи себя быть свободным от мнения других! Умей уважать себя и других!
Эффективные способы профилактики конфликтов в пед. коллективе- создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. С целью профилактики возникновения конфликтов в пед. коллективе можно использовать следующие диагностические методики:
1.Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).
2.Изучение псих. Климата (карта-схема Лутошкина).
3.Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томаса).
4..Опросник «Взаимоотношения в пед. коллективе».
5. Методику диагностики межличностных отношений Т.Лири
6. Диагностика срабатываемости и совместимости.
7. Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.
8.Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты.
Развитие сплоченности коллектива
•    совместные мероприятия;
•    мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
•    делегирование полномочий;
•    тренинг.
Работа с личностными  проблемами
•    направление к специалисту;
•    тренинговые занятия;
•    подключение администрации с разрешения.
Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными
•    проявлять заботу, по отношению к ним;
•    не злоупотреблять официальной властью;
•    эффективно использовать метод убеждения;
•    совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными;
•    информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате ( социальная справедливость и гласность);
•    предупреждать и устранять межличностные конфликты.
Активные формы работы в пед. коллективе по предупреждению конфликтов
•    «Толкание». Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.
•    «Хлопнуть руками».  Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней  А. как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.
•     Человека просят свернуться в «упругий мяч»;  кто-то из группы, кого он выберет, «разворачивает» его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие «развернуть».
•    Ролевые и деловые игры.
•    Упражнения на групповую сплоченность.
•    Арт-терапевтические упражнения.
Релаксационные упражнения
1.    Прогулка. Под музыку (Музыка ветра) в течении 10 мин воспитатели сидят с закрытыми глазами. Психолог предлагает представить самые красивые и любимые места, которые посещали. После прослушивания  обмениваются впечатлениями
2.    Я на солнышке лежу.  Воспитатели сидят на стульях или ковриках. Максимально расслабив руки и ноги. По сигналу психолога «Я на солнышке лежу» наклоняются вправо, по сигналу «И на солнышко гляжу» наклоняются влево. (3 раза)
3.    Путь к себе. Закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните себя в 10 лет. Вспомните любое радостное событие, которое произошло с вами в этом возрасте, вспоминайте каждую деталь. (10 мин).
4.    Пишем подбородком.  Закрыть глаза, подбородком в воздухе писать свое имя.
5.    Ленивый мяч.  Под музыку Л. Бетховена «Лунная соната» воспитатели медленно перебрасывают мяч друг другу. (3 мин.0.
Релаксационные занятия могут  включать 10 упражнений и занимать пол часа, индивидуальные до 20 упр. И занимать 1 час.
Помощь в подготовке мероприятий, родительских собраний
Зная особенности темперамента детей, склонности и способности воспитателей, психолог может обеспечить лучшую расстановку сил, подсказать, какие роли кому из детей лучше предложить. Может помочь в написании сценария, предложить конкурсы, сыграть роль. На родительском собрании предоставить информацию по теме собрания и информацию о детях, ответить на вопросы родителей.
Психологический стенд  для воспитателей
Это небольшой стенд, где психолог размещает данные новых психологических исследований, упражнений для занятий , веселые картинки, мини-тесты. Вот нес-ко примеров материалов для стенда.
1.    Если Вы подошли к стенду, погладьте себя по голове и скажите: «Я-  молодец!». Сделайте себе 10 комплиментов, первый должен начинаться с первой буквы вашего имени.
2.     Побалуйте себя салатом «Красота, Покой. Здоровье» - одно красное яблоко, половинка апельсина, 5 штук кураги, горсть изюма, ложка очищенных семечек подсолнечника. Заправить пятью ложками кефира, смешанных с чайной ложкой меда или варенья.
3.    Развивая мелкую моторику, предложите детям создать пластилиновый подсолнух. Покажите детям, как обвести тарелку, чтобы получить середину, помогите нарисовать лепестки. Дети должны скатать много мелких шариков из черного и желтого пластилина. По очереди дети прикрепляют шарики к цветку.
4.    Ответы на вопросы воспитателей.
Если материал на стенде обновлять каждые 2 недели, а не раз в году – это вклад психолога в работу педагогического  коллектива, совершенствование и развитие сотрудников.
Рекомендации психолога взрослым:
1.    Исключить кофе, алкаголь, сахар, увеличить поливитамины и микроэлементы с БАВ
2.    Рациональное чередование физической активности и отдыха. Отдых позволит сконцентрировать всю накопленную организмом энергию и направить все ресурсы на процесс выздоровления
3.    Ежедневное прослушивание любимой музыки (30 мин., но не работать при этом)
4.    Общение с интересными и обязательно жизнерадостными людьми
5.    Чтение книг разной направленности
6.    Быть терпимее к себе
7.    «Волшебная резинка». Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство уверенности в себе. Эти воспоминания пригодятся вам для одной необычной техники, по устранению в себе неуверенности. Еще раз эмоционально переживите тот момент радости, гордости за себя. Наденьте на запястье мед. резинку. При наплыве неуверенности оттяните и резко отпустите резинку: закрепив болевым ощущением чувство неуверенности. Боль заблокирует ее. А вызвав в себе состояние уверенности подкрепите его положительной эмоцией, например, скушайте мороженное или выпейте фруктовый сок.

Просмотров: 597
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Павлова Виктория Леонидовна. Подборка стихов, которая может помочь педагогам для подготовки новогодних праздников
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Главный Редактор. Суп из топора... или, если в доме шаром покати
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Главный Редактор. Если бы водителей принимали на работу как АДМИНОВ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Ященко Галина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Ищем пути правильного взаимодействия с детьми» в рамках «Школы молодого специалиста», психологической гостиной «Познай себя»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь