Левченко Ольга Сергеевна. Организация НОД с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Организация НОД с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Макаренко А. С.
Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он учится видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в  первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Оздоровительная направленность образовательного процесса:
использование в режимных моментах дыхательной гимнастики, комплекса упражнений для охраны зрения;
строгий контроль развития детей, который помогает своевременному обнаружению отставаний в развитии и организации индивидуального подхода;
использование при организации НОД,  приемов сюрпризности, занимательности, наглядности;
создание условий для положительного эмоционального состояния детей.
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предусматривает:
создание предметно-развивающей среды соответствующей возрасту;
вариативность режима;
разнообразие будней;
правильная организация общения (исключение авторитарного стиля);
использование музыкальных пауз и приёмов психогимнастики;
строгое дозирование нагрузок;
разработку программ психолого-педагогического сопровождения развития детей (комплексное);
исключение интеллектуально-физических и психоэмоциональных перегрузок путем рационального построения режима жизнедеятельности детей раннего возраста.
Лечебно – профилактическая работа, которая включает в себя:
тщательный уход за детьми;
формирование у них культурно-гигиенических навыков;
организацию закаливания, сна.
Социально-педагогическая и психологическая поддержка семей обеспечивается:
организацией работы с тяжело адаптирующимися детьми;
организацией родительских консультаций с целью ознакомления взрослых с возрастными особенностями детей и обучения родителей приемам взаимодействия с детьми раннего возраста.
Важнейшим механизмом полноценного развития личности с раннего детства являются разнообразные виды деятельности ребенка: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных возрастных этапах те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Предметная деятельность и её роль в развитии малыша
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка.
Ознакомление с окружающим
У маленьких детей рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, который воспитатель по возможности должен стараться удовлетворить.
Для игр подбираются  различные предметы, например, чашка, блюдце, кружечка и чайник. По заданию воспитателя малыши выполняют разнообразные действия с этими предметами: поят куклу из кружечки, наливают в нее чай из чайника и т. п.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работа по формированию словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим.
Привлекая детей к участию в инсценировках, драматизациях отрывков из произведений художественной литературы, побуждаю их повторять предложения, разные по структуре.
В обогащении ребенка новыми представлениями, развитии речи большая роль принадлежит дидактическим играм,
-  на развитие ориентировки в окружающем, на развитие внимания; на различение цвета, формы предметов: «Построй солнышко», «Что в коробке?», «Кто что ест?», «Где у нас?»,(сидит кукла, лежат книги); «Узнай кто позвал», «Скажи что звучит», и т.д.
-  на развитие дыхания: «Подуй на снежинку» (веточку с листочками, плавающую лодочку)
Первые знания об экологии дети получают, наблюдая за изменениями в уголках природы.
Изобразительная деятельность
Интерес к рисованию появляется у детей рано.
Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни).
При проведении образовательной деятельности в первой младшей группе нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное — воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.
Необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Но малышу недостаточно одних словесных указаний: вначале необходимо каждому помочь правильно сесть, положить правильно руки. Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы-разгибатели, поэтому очень скоро дети начнут склоняться над столом, а педагог снова и снова должен поправлять их позу.
Организуя работу по изобразительной деятельности в первой младшей группе, необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования.

Центры воды и песка, уголки для опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе созданы для организации исследовательской работы с детьми, которая направлена на развитие любознательности ребёнка с первых лет его жизни. Здесь есть совочки, разнообразные формочки, наборы резиновых игрушек. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику.

Роль музыки в снятии психо - эмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. В нашей группе есть диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино - и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными.

Таким образом, в первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём  все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее».

Просмотров: 402
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Илашко Родика Григорьевна. Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно — экспериментальной деятельности
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Рамазанова Рузиля Рафаильевна. Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Хохлова Наталия Владимировна, Орехова Елена Анатольевна. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Ткачук Надежда Константиновна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Гамазина Оксана Александровна. Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Долгополова Наталья Анатольевна. Развитие познавательных способностей детей раннего и дошкольного возраста
  • Нестренко Елена Владимировна. Конспект НОД для детей раннего возраста «Первые шаги в театрализованную деятельность».
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Сорокина Галина Евгеньевна. Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».
  • Орлова Марина Александровна. Первые шаги в пластилинографию детей раннего возраста - Карапузики в искусстве (из опыта работы)
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Петрова Оксана Васильевна. Влияние предметно-развивающей среды на социально-личностное развитие детей раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь