1. Технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности заведующего
Руководитель ДОУ воздействует на мотивационную сферу, используя поощрения и наказания, моральные и материальные стимулы, создаёт психологический климат, вызывает стремление работать лучше, подбирает задания с учётом интересов и способностей работников. Главным слагаемым черт является умение поддержать доброе имя педагога в глазах коллектива путём доброжелательной оценки его работы, опираться на коллектив при стимулировании активности личности.
Развитию индивидуального стиля управленческой деятельности способствуют технологии:
- деловой игры
- психолого-педагогические аутотренинги с сотрудниками
- семинары- практикумы
- семинары- брифинги
- мозговые штурмы
- устные журналы
- интеллектуальное казино
- тестовое задание
- тренинги.
1. 2.Технология самовоспитания и самообразования педагога в системе дошкольного воспитания.
Самовоспитание и саморазвитие — высшие формы саморазвития сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала.
Технология самовоспитания:
-самодиагностика
-самоанализ деятельности воспитателя
-анализ состояния по проблеме
-осознание необходимости самовоспитания
-определение целей и задач
-определение основных направлений
-изучение литературы по проблеме
-создание программы по самовоспитанию
-разработка критериев качественных изменений
-выбор форм и методов самосовершенствования
-стимулирование
-деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ
-подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования.
Технология самообразования педагогов:
-самодиагностика педагога
анализ деятельности по проблеме
-разработка программ самообразования
-корректировка плана
-итоговая диагностика
- закрепление достигнутых результатов
-определение более сложных задач на будущее.
1. 3. Педагогический совет
-постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ, трибуна передового педагогического опыта.
Алгоритм подготовки и проведения педагогических советов:
-работа творческой группы педагогов по подготовке к педсовету
-анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива
-анкетирование детей и родителей по теме педсовета
-подготовка технологической карты проведения педсовета
-демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по теме педсовета
-работа совместных творческих групп и родителей воспитанников для решения поставленных задач.
1. 4. Дискуссия
-это обсуждение какого-либо спорного вопроса, характеризующееся различием позиции в объединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.
Стадия ориентации — ведущий оглашает цель дискуссии, объясняет актуальность дискуссионной проблемы и что дать обсуждение.
Стадия оценки – на данной стадии происходит сопоставление, конфронтация, конфликт мнений, идей, информации.
Стадия консолидации- выработка общих мнений, позиций
1. 5.Мозговой штурм
Метод обучения, основанный на групповом формировании проблемно-познавательной ситуации, представляющей собой единство двух элементов – выдвижения идей и их развития.
Подготовительный этап- формирование проблемы. Проблема должна иметь теоретическую и практическую актуальность и вызывать активный интерес участников мозгового штурма.
Отбор у частников -7-12 чел, (дилетанты и специалисты).
Формулирование правил ведения мозгового штурма (запрет критики, шутливые идеи, каждый участник высказывает своё мнение).
Этап генерирования идей — ставится проблема, выдвигаются идеи (20мин)
Этап анализа и оценки идей – обсуждение, отбор и оценка лучших идей. Ведущий подводит итоги, называется общее число идей, даётся общая оценка работе.
Преимущества технологии — проблема всегда перед глазами, работник придумывает что-то своё, если идей нет, значит надо найти способы побудить сотрудников участвовать в мозговом штурме.
1. 6 Проектная деятельность педагога
Проектирование — это создание конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей деятельности в конкретных условиях
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.
Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса.. Это продуктивная деятельность, её продуктом выступает проект. Педагогический проект- это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.
Необходимость проектов возникает — в проблемных ситуациях, когда перед людьми, вовлечёнными в них стоит значимая проблема, — при изменении такого масштаба при осуществлении текущей деятельности, -когда сложно оценить все последствия от внедрения новшеств.
1 этап: подготовительная работа: анализ объекта проектирования,
- выбор формы проектирования
- теоретическое обеспечение проектирования, методическое обеспечение проектирования, -пространственно-временное обеспечение проектирования
- материально-техническое обеспечение проектирования
-правовое обеспечение проектирования.
2 этап: Разработка проекта: выбор системообразующего фактора,
- установление связей и зависимостей компонента
-написание документа.
3 этап: проверка качества объекта,
- мысленное экспериментирование применения проекта
- экспертиза оценки проекта
- корректировка проекта
-принятие решения об использовании проекта.
1. 7 Анализ конкретных ситуаций
Ситуация — это сочетание условий и обязательств, создающих определённую обстановку, положение. Под конкретной ситуацией понимается реальное событие, происшедшее под влиянием некоторых факторов.
Технология анализа:
- этап: первоначальное знакомство с материалом. Каждый педагог или группа получает описание ситуации и самостоятельно изучает материал
- этап: предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Ведущий отвечает на вопросы, возникающие у участников проблемы.
- этап: анализ практической ситуации в подгруппе. Необходимо подготовиться к формулировке своих выводов и заключений пред межгрупповым обсуждением.
- этап: межгрупповая дискуссия Представитель от группы высказывает мнение.
- этап: подведение итогов. Ведущий даёт оценку
- 8. Портфолио.
Портфолио-технология и портфолио — продукт.
Портфолио – технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Этапы:
- Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.
- разработка структуры материалов портфолио.
- Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.
Выработка критериев оценивания материалов к портфолио.
4. Сбор и оформление материалов. Рефлексия деятельности на этапе.
5. Пробы в презентации портфолио.
6. Презентация в рамках цели создания и использования
7. Оценка результатов деятельности. Итоговая рефлексия. Как только заканчивается процедура аттестации, сразу же начинается подготовка следующей, и цикличность повторяется.
Портфолио — это отчёт по процессу деятельности, основанный на принципе «добровольности»
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
- творчески думающим,
- владеющим современными технологиями образования,
- приемами психолого-педагогической диагностики,
- способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
- умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
- Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
- материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
- материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
- сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
- анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
- материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
- материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
- материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- в неделях педмастерства;
- в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
- авторские программы, методические разработки;
- творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
- планы по организации предметно-развивающей среды;
- эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
1. 9. Мастер-класс
Мастер-класс — ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта. Это средство передачи педагогом — мастером концептуальной и практической сторон только своей педагогической системы.
Технология подготовки и проведения:
Цель — создать условия для профессионального самосовершенствования участников -мастер-класса.
- этап: презентация педагогического опыта мастера.
- этап: представление системы педагогической деятельности
- этап: имитационная игра.
- этап: моделирование
- этап: рефлексия.
- 10. Деловая игра
Деловая игра — это имитация жизненной ситуации, процессов производств и профессиональной деятельности, занятой в ней людей.
Технология деловой игры:
- Определение назначения игры. Для кого игра, сколько человек примет участие в игре.
- Определение цели игры. Существуют педагогические и игровые цели.
- Определение содержания игры.
- Определение комплекса ролей и инструкции по их выполнению
- Определение правил игры
- Выбор системы оценивания
- Составление комплекта игровой документации
- Текстовое и графическое оформление деловой игры.
Проведение деловой игры имеет 4 последовательных этапа:
- Информационно-теоретический.
- Организационный
- Игровой
- Подведение итогов.
- 11. Педагогическая студия.
Педагогическая студия – рассматривается как адекватная для обучения профессиональному ремеслу форма.
Технология:
- Этюд, экспликация, коррекция.
- Пролог
- Рефлексия.
|