Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В. МБДОУ «Детский сад №3» г. Смоленска
Статистика аутизма по России и миру указывает на то, что заболевание превращается в настоящую катастрофу 21-го века.
Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд: с ними очень сложно установить контакт, а признанные эффективными методы и приемы обучения оказываются чаще всего неподходящими.
Также следует отметить, что речевые и коммуникативные навыки нарушаются при аутизме в наибольшей степени. Неговорящие дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности: они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.
На практике мы сталкиваемся с тем, что очень часто для невербальных аутистов ставят задачу обучить их говорить, как самую важную, но на самом деле, главной проблемой является именно нарушение коммуникативных навыков. Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с РАС, независимо от состояния их интеллекта и развития речи.
Исходя из данной проблемы, мы определили цель своей работы в данном направлении: коррекция и развитие коммуникативных умений у детей с РАС с использованием альтернативных методов коммуникации.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
- определить мотивационные стимулы каждого ребёнка
- развивать и обогащать эмоциональный опыт ребёнка
- формировать невербальное навыки коммуникации:
- умение фиксировать взгляд на лице партнёра,
- смотреть в глаза партнёра по общению,
- выполнять предметно игровые действия с взрослым и сверстниками,
- пользоваться жестом,
- понимать и выполнять простые инструкции ( «дай», «на», «возьми»).
- формировать у детей умение высказывать свои потребности во фразовой речи
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении
- расширять круг увлечений.
В связи с особенностями развития нашим детям нелегко дается обработка информации, поступающей из окружающего мира, и чтобы ребёнок лучше понимал нас, придерживаемся рекомендаций Сары Ньюмен:
- Обращаясь к ребёнку говорим просто и ясно.
Не употребляем сложных конструкций, только ключевые слова.
- Следим за тем, чтобы выражение лица и интонация совпадали со словами.
- Во время разговора используем естественные жесты, что облегчает ребёнку понимание (кивок головой — да, мотание — нет, держим стакан, предлагая попить)
- Отвечаем на любые «высказывания» ребёнка, будь то слово, жест или улыбка. Даем ребёнку понять, что коммуникация всегда действенна.
- За любые попытки общения хвалим и одобряем.
- «Переводим» сообщение ребёнка на язык слов.
- Для лучшего понимания происходящего вокруг постоянно сообщаем ребёнку о событиях повседневной жизни.
По мнению О.С. Никольской первым шагом в работе с аутичным ребёнком является установление эмоционального контакта.
При поступлении ребёнка в группу не проявляем излишней активности, даем возможность освоиться в новых условиях, привыкнуть к взрослым и детям. Далее организовываем ситуацию общения так, чтобы она была для ребёнка комфортный, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала для него недоступных форм взаимодействия. Основой для этого становится стереотипная игра (это одна из особенностей детей с РАС). И постепенное «вхождение» взрослого в данный вид деятельности помогает установлению доброжелательного отношения ребёнка к нам. Он получает опыт комфортного общения, мы добиваемся некоторой привязанности ребёнка к нам и постепенно переходим к более сложным формам взаимодействия.
Так же активно используем в своей работе сенсорные игры, которые дают ребёнку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения таких игр основывается на положение о том, что сенсорный компонент мира приобретает для аутичного ребёнка особую значимость. И удовольствие, которое получает ребёнок от нового сенсорного ощущения, ассоциируется у него с образом конкретного человека, ребёнок проникается доверием к нам и начинает видеть в нас союзника. Это игры с песком, водой, с различными пластичными материалами (пластилином, тестом), крупами, мыльными пузырями, игры с движениями и тактильными ощущениями.
Таким образом, установление эмоционального контакта с каждым ребёнком в нашей группе позволяет более эффективно продолжать работу по развитию навыков взаимодействия между взрослым и ребёнком, между детьми как в парах, так и небольшими группами.
Так как у наших детей отсутствует речь, то в своей работе используем средства вспомогательный и альтернативной коммуникации.
Нами была разработана авторская программа «Учимся общаться» в основе которой лежит:
- система PECS — коммуникационная система обмена картинками
- жестовый язык
- коммуникационные карточки – подсказки.
Основная цель программы — обучение детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному самостоятельно инициируемому общению.
Работа по данной программе дает положительные результаты:
- у детей снижается уровень тревожности, они становятся более самостоятельными
- использование карточек значительно облегчает понимание речи, что способствует развитию общения
- повышается уровень социализации, улучшается качество жизни.
Литература:
1. Никольская О. С. Аутичный ребенок / О. С. Никольская,
Е. Р. Баенская, М. М.Либлинг // Пути помощи: специальное издание. – М., 2012. – 284 с.
2. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. // Руководство для родителей. Переводчик: Холмогорова Н. Л., Издательство: Теревинф, 2018 г.- 236 с.
|