Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС

Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В. МБДОУ «Детский сад №3» г. Смоленска

Статистика аутизма по России и миру указывает на то, что заболевание превращается в настоящую катастрофу 21-го века.

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд: с ними очень сложно установить контакт, а признанные эффективными методы и приемы обучения оказываются чаще всего неподходящими.

Также следует отметить, что речевые и коммуникативные навыки нарушаются при аутизме в наибольшей степени. Неговорящие дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности: они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

 

На практике мы сталкиваемся с тем, что очень часто для невербальных аутистов ставят задачу обучить их говорить, как самую важную, но на самом деле, главной проблемой является именно нарушение коммуникативных навыков. Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с РАС, независимо от состояния их интеллекта и развития речи.

Исходя из данной проблемы, мы определили цель своей работы в данном направлении: коррекция и развитие коммуникативных умений у детей с РАС с использованием альтернативных методов коммуникации.

Для достижения цели поставили следующие задачи:

  • определить мотивационные стимулы каждого ребёнка
  • развивать и обогащать эмоциональный опыт ребёнка
  • формировать невербальное навыки коммуникации:
  • умение фиксировать взгляд на лице партнёра,
  • смотреть в глаза партнёра по общению,
  • выполнять предметно игровые действия с взрослым и сверстниками,
  • пользоваться жестом,
  • понимать и выполнять простые инструкции ( «дай», «на», «возьми»).
  • формировать у детей умение высказывать свои потребности во фразовой речи
  • воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении
  • расширять круг увлечений.

В связи с особенностями развития нашим детям нелегко дается обработка информации, поступающей из окружающего мира, и чтобы ребёнок лучше понимал нас, придерживаемся рекомендаций Сары Ньюмен:

  • Обращаясь к ребёнку говорим просто и ясно.

Не употребляем сложных конструкций, только ключевые слова.

  • Следим за тем, чтобы выражение лица и интонация совпадали со словами.
  • Во время разговора используем естественные жесты, что облегчает ребёнку понимание (кивок головой — да, мотание — нет, держим стакан, предлагая попить)
  • Отвечаем на любые «высказывания» ребёнка, будь то слово, жест или улыбка. Даем ребёнку понять, что коммуникация всегда действенна.
  • За любые попытки общения хвалим и одобряем.
  • «Переводим» сообщение ребёнка на язык слов.
  • Для лучшего понимания происходящего вокруг постоянно сообщаем ребёнку о событиях повседневной жизни.

По мнению О.С. Никольской первым шагом в работе с аутичным ребёнком является установление эмоционального контакта.

При поступлении ребёнка в группу не проявляем излишней активности, даем возможность освоиться в новых условиях, привыкнуть к взрослым и детям. Далее организовываем ситуацию общения так, чтобы она была для ребёнка комфортный, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала для него недоступных форм взаимодействия. Основой для этого становится стереотипная игра (это одна из особенностей детей с РАС). И постепенное «вхождение» взрослого в данный вид деятельности помогает установлению доброжелательного отношения ребёнка к нам. Он получает опыт комфортного общения, мы добиваемся некоторой привязанности ребёнка к нам и постепенно переходим к более сложным формам взаимодействия.

Так же активно используем в своей работе сенсорные игры, которые дают ребёнку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения таких игр основывается на положение о том, что сенсорный компонент мира приобретает для аутичного ребёнка особую значимость. И удовольствие, которое получает ребёнок от нового сенсорного ощущения, ассоциируется у него с образом конкретного человека, ребёнок проникается доверием к нам и начинает видеть в нас союзника. Это игры с песком, водой, с различными пластичными материалами (пластилином, тестом), крупами, мыльными пузырями, игры с движениями и тактильными ощущениями.

Таким образом, установление эмоционального контакта с каждым ребёнком в нашей группе позволяет более эффективно продолжать работу по развитию навыков взаимодействия между взрослым и ребёнком, между детьми как в парах, так и небольшими группами.

Так как у наших детей отсутствует речь, то в своей работе используем средства вспомогательный и альтернативной коммуникации.

Нами была разработана авторская программа «Учимся общаться» в основе которой лежит:

  • система PECS — коммуникационная система обмена картинками
  • жестовый язык
  • коммуникационные карточки – подсказки.

Основная цель программы — обучение детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному самостоятельно инициируемому общению.

Работа по данной программе дает положительные результаты:

  • у детей снижается уровень тревожности, они становятся более самостоятельными
  • использование карточек значительно облегчает понимание речи, что способствует развитию общения
  • повышается уровень социализации, улучшается качество жизни.

Литература:

1. Никольская О. С. Аутичный ребенок / О. С. Никольская,

Е. Р. Баенская, М. М.Либлинг // Пути помощи: специальное издание. – М., 2012. – 284 с.

2. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. // Руководство для родителей. Переводчик: Холмогорова Н. Л., Издательство: Теревинф, 2018 г.- 236 с.

Просмотров: 574
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Анашкина Наталия Владимировна. Тема: Как определить готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей.
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: ОВОЩИ «Как мы ходили в огород»
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Ольга Ивакина. Индивидуальный подход к детям, как универсальный метод оздоровления ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь