Актуальность рефлексивного управления или рефлексивного подхода в управлении, связана с тенденцией развития управления в направлении все большей ориентации на личность, и обусловлена поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем. (ДОУ, образовательного процесса, его компонентов и т.д.).
Специфика рефлексивного управления ДОУ состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в названном процессе.
Скачать конспект
Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью.
Сущностной характеристикой рефлексивного управления является делегирование многих полномочий и ответственности за результат самим участникам процесса.
Что дает на практике рефлексивное управление?
- Во-первых, это интенсивная психологизация процесса управления, которая создает атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива ДОУ, добивающегося определенных результатов.
- Во-вторых, рефлексивное управление позволяет перейти от вертикальной, линейно-функциональной (административно-командной) системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества по достижению результатов.
- В-третьих, рефлексивное управление обеспечивает возможности развития каждой личности, совмещения (координации) мотивации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося образовательного учреждения.
Как осуществляется рефлексивное управление? Каковы его этапы?
При обосновании и осуществлении рефлексивного управления в ДОУ мы опираемся на модель рефлексивного управления, разработанную Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, которая предполагает его построение в соответствии с четырьмя стадиями. Эти стадии составляют своеобразный цикл рефлексивного управления. При этом под циклом рефлексивного управления вслед за Шамовой мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (руководителя и педагога), который приводит к:
- расширению субъектных функций управляемого;
- переходу от позиции реагирования (исполнителя) в позицию организатора собственной деятельности и со-организатора управления;
- возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.
Каждый цикл может быть представлен последовательностью стадий:
- рефлексивного анализа,
- конструктивно-ориентационной стадии,
- стадией стабилизации,
- стадией системной рефлексии.
Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции.
Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления на основе проблематики детского сада.
I. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА. Эта стадия имеет особое значение в цикле рефлексивного управления, т.к. ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъективного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния.
1. 1. Постановка проблемы (сохранение и укрепление здоровья воспитанников).
1. 2. Выявление разных пониманий проблемы здоровья. (Во-первых, в теории существуют разные подходы к проблеме здоровья. Во-вторых, в ходе обсуждения выяснилось, что члены коллектива по разному представляют, как осуществлять оздоровление ребенка в условиях ДОУ).
1. 3. Анализ подходов к оздоровлению детей в ДОУ, анализ информации, хода процесса оздоровления, обучения и воспитания дошкольников, его результаты, показал, что, в ДОУ в большей степени эффективно осуществляется лечебно-оздоровительный процесс, который не согласуется с образовательно-воспитательным.
Осуществляемый рефлексивный анализ (начало цикла процесса управления) рассматривается как стремление руководителя во взаимодействии с педагогами исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предложения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности.
В результате такой работы происходит осмысление каждым участником образовательного процесса своего опыта в области понимания проблемы здоровья, при этом в процессе взаимодействия с субъектами, руководитель также актуализирует, пересматривает его определенным образом.
Резюмируя изложенное, отметим, что рефлексивный анализ – как стадия рефлексивного управления – полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов процесса (действуют обе стороны).
Действие управляющего:
- создание ситуации рефлексивного анализа;
- фиксация внимания управляемых в ходе анализа на ключевых моментах субъектного опыта участников образовательного процесса;
- рефлексия своей деятельности.
Действия управляемого:
- анализ своего субъектного опыта в рефлексивной позиции;
- понимание субъектного опыта других;
- осознание стратегий и установок руководителя.
Поле взаимодействия – совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу актуализации и анализа субъектного опыта в рефлексивной позиции.
Результат взаимодействия – структура субъектного опыта (ценностные отношения, знания и умения).
Итак, управляемый раскрыл свой субъективный опыт, осуществил самопознание. Но достаточно ли этого для того, чтобы он далее стал субъектом деятельности?
Конечно же, нет. Педагог может на этом и остановиться. Поэтом важно продумать особенности и, самое главное, на организационном и операционно-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций управляемого.
На второй стадии рефлексивного управления необходимо включение педагогов как субъектов управления (наращивание субъектных функций).
II. КОНСТРУКТИВНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СТАДИЯ. Назначение второй стадии состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, которые обеспечивают стимулирование педагогов в аспекте моделирования образовательного процесса.
Интенсифицирующее воздействие не несет характер административного принуждения, а создает условия (содержательные, операционно-технологические, методические), при которых управляемый сам определился бы в деятельности, таким образом, чтобы эффективно использовались личностные возможности и возможности окружающей его среды.
Происходит осознание значимости проблемы субъектами управления (педагогами, медиками, психологом).
2. 1. Обсуждение путей решения.
2. 2. Создание различных структур (временных и постоянных):
Научно-методический совет
Управление через сотрудничество субъектов образовательного процесса
ПМПК
Проблемные творческие группы
Проектные группы
Мастер-класс
Разработаны положения о всех перечисленных структурах, с которыми вы можете ознакомиться.
Если на первой стадии ведущая роль принадлежала управляющему, то на данной стадии у партнеров по взаимодействию практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию функций управляемых и обеспечивает интеграцию деятельности субъектов управления.
Вам предложен практический материал, позволяющий определить конструктивные и неконструктивные воздействия управляющего.
Неконструктивные (не интенсифицирующие) воздействия Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия
- Проблематика показывается. 1. Проблематика предъявляется и обсуждается
- Выдается готовая инструкция 2. Инициирует к конструированию плана действий
- Проблемная ситуация ставится и решается управляющим 3. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с управляемыми
- Даются только самые общие рекомендации 4. Анализируются конкретные ситуации, подчеркивается важность информации для развития
- Дается оценка только в форме «правильно – неправильно» 5. Оценивается по множеству критериев
- Предъявляются универсальные требования 6. Индивидуализируются требования
Действия управляющего:
- определение интенсифицирующего воздействия;
- реализация интенсифицирующего воздействия.
Действия управляемого:
- восстановление прежнего опыта в рефлексивной позиции;
- выделение в индивидуальном опыте сильных сторон и недостатков;
- опора на свои индивидуальные ресурсы в процессе поиска общих ориентиров деятельности.
Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу построения своей деятельности.
Результат взаимодействия — самоопределение участников процесса в предстоящей деятельности.
III. СТАДИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ. Основное назначение этой стадии состоит в обеспечении устойчивости реализации совместной деятельности по достижению совместно поставленных задач, а также в дозированной помощи управляемым в обеспечении их деятельности.
Смысл деятельности руководителя состоит в поддержке самостоятельной деятельности педагогов, медиков, психолога и т.д. Такая поддержка предполагает осуществление руководителем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий.
Вводятся различные виды контроля и самоконтроля в зависимости от субъекта управления.
При этом все субъекты процесса управления участвуют в процессе внесения изменений, выступают активными участниками совместной деятельности (на заседаниях ПМПК, творческих групп, административных планерках, педсоветах).
Какие стабилизирующие приемы используются руководителем:
- поощрение педагогов к самостоятельному поиску путей решения тактических задач;
- создание условий для выбора (приоритетов в работе, форм, технологий и т.д.);
- оказание помощи;
- побуждение к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.
Действия управляющего:
- реализация обратных положительных и отрицательных связей;
- консультирование управляемых.
Действия управляемого:
- планирование собственной деятельности;
- реализация плана;
- кооперирование с другими субъектами по поводу достижения целей совместной деятельности.
Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу реализации поставленных целей.
Результат взаимодействия — достижение целей совместной деятельности и своей деятельности.
IV. СТАДИЯ СИСТЕМНОЙ РЕФЛЕКСИИ ( «я», «мы», «дело»).
Завершается цикл рефлексивного управления системной рефлексией.
Она включает в себя:
- Рефлексию всеми субъектами своего опыта в области решения проблемы (уже «онаученного», интегрированного);
- Рефлексия педагогами своей деятельности по решению проблемы;
- Рефлексия всеми субъектами взаимодействия совместной деятельности;
- Рефлексия педагогами деятельности руководителя;
- Рефлексия руководителем своей деятельности и деятельности педагогов и других субъектов управления.
Действия руководителя:
- Инициирование системной рефлексии;
- Активизация системной рефлексии.
Действия управляемого:
- Рефлексия своей деятельности;
- Рефлексия себя как субъекта взаимодействия;
- Рефлексия деятельности управляющего.
Поле взаимодействия — совместная рефлексивная деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы.
Результат взаимодействия – оценка степени достижения целей совместной деятельности и индивидуальной деятельности.
Результаты.
- Понимание проблемы здоровья, его сохранения, укрепления и формирования здоровья (в единстве всех его составляющих). Динамика понимания.
- Рефлексия своей деятельности по сохранению, укреплению и формированию здоровья в образовательном процессе, в процессе общения, в организации видов деятельности, в проектировании пространства.
- Рефлексия осуществления интеграции всех специалистов ДОУ (педагогов, психолога, медиков, логопедов, инструктора по физкультуре).
- Рефлексия деятельности руководителя.
- Рефлексия взаимодействия руководителя с педагогами.
Рефлексивное управление способствовало тому, что в дошкольной организации создан коллектив единомышленников. У сотрудников изменилось понимание и других проблем, своей роли в их решении, появилась самостоятельность в организации своей деятельности (от исполнительской к субъектной позиции в решении как управленческих, так и собственно педагогических задач), что позволило детскому саду стать лауреатами различных районных, городских и краевых конкурсов. Повысилась мотивация труда педагогов, вырос их профессиональный уровень.
|