Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
Автор: Воспитатель Средней группы 2017-2018 уч. г. Каширская Ольга Владимировна. г. Петропавловск-камчатский 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 общеразвивающего вида»
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развития без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом.
Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Например: «Посадка и выращивание лука», для того чтоб посадить и вырастить лук необходимо потрудиться.
Уход за домашними растениями», рыхление, полив, обрезание сухих листьев.
Как растение зависят от тепла, света. Выращивание рассады, семян.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента- при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итого и словесном отчете об увиденном. Необходимо ответить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. нужна достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Например. «Дерево умеет плавать». Оно легкое, прочное, не тонет.
Опыты с песком». Для начала можно описать песок, а потом выполнять действия с ним и экспериментировать, при этом проговаривать: «Что из сухого песка невозможно сделать фигуру, а вот из мокрого можно»
Сергей Леонидович Рубенштейн (1989 г.р. советский психолог, философ) и Анна Михайловна Леушина (автор трудов в психологического развития дошкольников, формирования речи..) показали, что совершенство связанных форм речи напрямую зависит от богатства знаний.
По этому поводу психологи пишут: …» положение требует, что бы развитие словаря ребенка –дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к н простому манипулированию словами.
Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев6» Если знанья есть- то и слову честь»
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимент (заполнение календаря наблюдений, дневника).
В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Например: Передать в рисунке от начала до конца эксперимент произрастания лука, цветка, используя не стандартные приемы рисования (пальчиковое, по мокрой бумаге) Используя вату, нити, ткань в аппликации, что позволяет изучать свойства, состав воды.
Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В тоже время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Например: Весы, форма. «Какой кубик тяжелее?» Почему?
Развивается внимание, память.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности- чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
|