Редактор. О свободе и дисциплине (Методика Монтессори) Из дневника Елизаветы Тихеевой

О свободе и дисциплине (Методика Монтессори)О свободе и дисциплине (Методика Монтессори)

Из дневника Елизаветы Тихеевой Отправляясь на via Giusti, я была полна сомнений, недоумений – как ограждается духовная свобода ребенка среди режима монастырской школы. И вот я там побывала, и сомнения мои рассеялись, уступив место достоверности. Вся внешняя обстановка «дома»-эти часовни, молельни, Мадонны и распятия, эти частые и обязательные молитвы, посещения церквей, - разве это условия, способствующие свободе духа?

 

И мне припоминались строки из заключительной главы книги г-жи Монтессори: «Мы думаем, что свобода совести и мысли заключается в отрицании известных чувств и взглядов например, чувства религиозного. Между тем там, где что-нибудь подавляется силой, свободы нет. Она там, где неограниченное проявление жизни оберегается. Кто не верует, не боится того, во что он не верует, и не борется с тем, чего не существует. Если же он верует и борется, он становится борцом против свободы. Мы не можем предвидеть грядущего прогресса мысли. Мы видим, например, в Домах ребенка торжество дисциплины путем свободы и самостоятельности, что доказывает огромный прогресс в развитии педагогических методов и подает блестящую надежду на возрождение человечества путем воспитания. Быть может, свобода мысли и совести приблизит нас и к новому великому подъему глубокого религиозного чувства».

Прекрасные слова! Но в каком огромном возмущающем душу противоречии находятся они с тем, что происходит в монастырских школах, в том числе и в «школе», руководимой самой Монтессори! Я так и не поняла, как может человек, написавший эти строки, не видеть этого противоречия.

Комментарий из нашего времени

Совсем другие выводы можно сделать, прочитав строки Дневника Юлии Ивановны Фаусек. Их смысл далек от абстрактных философических и, тем более, идеологических постулатов. Она относится к увиденному с точки зрения педагогики. Для нее важна ситуация, при которой каждый из детей свободен уже потому, что занят своим делом и сосредоточен на нем, ведь это естественное для малышей состояние. Оно заставляет их, с одной стороны, самостоятельно и свободно выбирать предмет своей деятельности, а с другой, – быть вполне дисциплинированными, поскольку концентрация внимания заставляет не мешать другим заниматься своей работой. Вот как Юлия Ивановна пишет об этом в своем дневнике.


Из дневника Юлии Фаусек

Молчание и сосредоточенность в работе - главные отличительные черты в «Римских домах». Высказывались мнения, что такое поведение детей достигается суровой муштрой. Но отсутствие робости, непринужденность, связанная с вежливостью, в обращении с посетителями, спокойные, довольные лица, улыбки - всё доказывает противное. Эти дети молчат, потому что им хочется молчать, потому что они углублены в работу, потому что работающее и болтающее существо - два понятия несовместимые. Дети эти вовсе не должны сидеть неподвижно: они могут работать и сидя, и стоя, и даже лёжа на ковриках, они могут передвигаться свободно по комнате, могут ничего не делать. Но благодаря житейским упражнениям и образовательной гимнастике, дети эти научаются двигаться бесшумно, не опрокидывая стульев, не стуча ногами, не натыкаясь на предметы.

Каждый ребёнок занят своей работой, той работой, которая ему более всего по душе и по силам. Чем лучше ему удается эта работа, тем чаще хочется ему ее повторять, тем упорнее начинает он молчать. За работой и в молчании в нем зреет мысль, мысль такая же маленькая, как мало все его существо, но часто уже ясная и определенная, доступная его пониманию; мысль его собственная, а не услужливо преподнесенная воспитателем. Тишина и мир царят в комнате, наполненной малютками, занятыми работой, иногда в течение часа, иногда даже и больше. Тут воочию убеждаешься в той дисциплине, о которой говорит Монтессори в своей книге. Дисциплина эта свободна в настоящем смысле слова, ибо она исходит от самого ребёнка, в душе которого заложено желание повиноваться. Он только не умеет еще повиноваться, как не умеет еще очень многого в своей жизни. Нужно только, чтобы воспитание вело к повиновению разумной силе, а не к подчинению бессмысленным требованиям старших.

«А где же детская радость, выражающаяся в беготне, болтовне, в криках?» - спросят у Монтессори. Все это есть в «Доме детей». Выбегая во двор, в садик или комнату для отдыха, дети и бегают, и скачут, и болтают между собой, и кричат. Но эти их действия приобретают известную долю стройности. Тут нет безудержной возни и беготни, доводящих детей до изнеможения и до истощения нервных сил, нет безустанной болтовни и диких криков…

…Когда я шла в «Дом детей» на Виа Гиусти в последний раз, я купила на соседнем цветочном рынке большой букет белых роз. Дети были в саду с Изабеллой. Я села и стала ждать, держа букет на коленях. В комнату вошли зачем-то Тесла и Чичино. Тесла стремительно бросилась ко мне. «Эти цветы для Мадонны, да, синьора?» – быстро спросила она. Чичино припал лицом к розам, вдыхая их аромат. «Это — для Мадонны?» — спросил он, поднимая голову. Я разделила букет пополам и отдала цветы детям. «Отнесите розы сестре Изабелле, а она пусть отдаст их Мадонне». Текла помчалась в сад, крепко прижимая к себе цветы. Чичино взял бережно букет, который его маленькие руки обхватывали с трудом, и с благодарностью посмотрел на меня своими умными глазами. Я не могла удержаться и поцеловала этого милого ребенка, образ которого навсегда остался в моей памяти. Из сада доносились радостные восклицания и легкий шелест детских ног. Я подошла к двери и любовалась детьми, собравшимися около маленького фонтанчика, в котором они устраивали розы, чтобы сохранить их свежесть. Когда дети сели завтракать, Изабелла спросила меня: «Это вы, синьора, принесли розы? Это было настоящее Провидение! Завтра праздник Мадонны, и мы горевали, что у нас нет цветов, хотели украшать Мадонну просто листьями, и вдруг сначала Тесла, а потом Чичино принесли эти чудесные розы». Это был последний день моего посещения «Дома детей» на Виа Густи.

Комментарий из нашего времени

Мария Монтессори писала, что дети – существа удивительные, тонко чувствующие, всепрощающие. Их отношения со взрослыми, особенно с родителями, во многом походят на поклонение кумиру. Малыши подражают взрослым, копируют их действия и отношения друг с другом. Если прибавить к этому, что они – дети места и с молоком матери впитывают обычаи и настроения страны, в которой родились, дома, где живет их мама, детского сада и школы, куда они ходят каждый день, – то становятся понятными многие особенные черты их поведения. Впечатления детства могут всплыть через много лет. Они напрямую влияют на становление характера человека, на многие его поступки. Но самое важное – мы навсегда запомним, что дети – и только они – лучшие и самые верные из друзей.


Фрагменты дневников взяты из книг

Юлия Фаусек. Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори.
Изд. Агентства образовательного сотрудничества, 2003

Елизавета Тихеева. Дома ребенка Монтессори в Риме.
Изд. Агентства образовательного сотрудничества, 2003

Татьяна Сухотина. Мария Монтессори и новое воспитание.
Изд. Агентства образовательного сотрудничества, 2003

Просмотров: 526
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома.
  • Редактор. Из дневника Елизаветы Тихеевой. О свободной работе детей
  • Кузнецова Марина Сергеевна. «Развитие детей раннего возраста по системе М.Монтессори в условиях дистанционного детского сада «ЮНЭК»
  • Гарина Олеся Петровна. «Место игры в группе, работающей по образовательной технологии Марии Монтессори»
  • Якунина Елена Николаевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Виноградова Виктория Валентиновна. Педагогическая публикация 'Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников'
  • Федорова Юлия Геннадьевна. Развитие речи детей дошкольного возраста, используя методику М. Монтессори.
  • Мравян Оксана Юрьевна. Обучение детей методике Монтессори в ДОУ
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Зубова Светлана Михайловна. Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Консультация для родителей на тему: «О методике Марии Монтессори».
  • Редактор. Педагогика Монтессори
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Интегрированное мероприятие для детей младшего дошкольного возраста с элементами методики Монтессори «Путешествие Колобка»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Ионова С.П., Тригубчак В.П.. Педагогика М.Монтессори как инновация в деятельности воспитателя, работающего с детьми-логопатами.
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Акель Алла. Где и когда заканчивается граница между личной жизнью и работой?
  • Раткина Оксана Александровна. Использование элементов метода Монтессори в логопедической работе
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ознакомлению с предметами и действиями с ними с использованием приемов М. Монтессори для детей раннего возраста «Берегите пальчики»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Консультация для родителей Мария Монтессори и Математика «Раскрываем потенциал»
  • Миронова Надежда Петровна. Монтессори-терапия
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Захарова Ирина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности с использованием педагогической системы М.Монтессори. «А давай с тобою тарелки мы помоем»
  • Мравян Оксана Юрьевна. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ С МАРИЕЙ МОНТЕССОРИ.
  • Внукова Наталья Борисовна. Организация развивающей среды с использованием Монтессори — материала
  • Неверовская Елена Геннадьевна. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ПО МЕТОДУ М. МОНТЕССОРИ 15 полезных упражнений
  • Кузьмина Галина Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Развитие мелкой моторики по методике (с элементами) М.МОНТЕССОРИ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь