Мария Монтессори-педагог, психолог, физик. Ее методика обучения детей широко применяется уже много десятков лет в Америке и Западной Европе. Когда как в восточной Европе около семидесяти лет мало кто слышал о ней. И вот снова об этой методике образования говорят, на ее основе открываются школы и детские сады, родители интересуются занятиями по Монтессори и живо обсуждают уже испробованные из них.
Принципы обучения Монтессори
Мария Монтессори преподавала в Римском университете, она, была первой женщиной-врачом в Италии. В своей знаменитой книге «Дети — другие» Монтессори открыла всем. Новое видение ребенка, который переживает все как взрослый человек, поэтому и обучать его необходимо соответственно. Позже свою методику обучения, Монтессори назвала «системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде».
В детском саду по Монтессори начинаются занятия с того, что воспитатель здоровается с каждым малышом за руку и дети выбирают сами себе занятие.
Существуют три главных принципа, на которых основывается данное обучение:
- Интерес
- Индивидуальный подход
- Свобода выбора
Комнату в данном садике делят на несколько зон. Первая зона считается практической
Комнату в данном садике делят на несколько зон. Первая зона считается практической (зона реальной жизни), где малыша учат обычным повседневным вещам: как правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботиночки, умываться, или даже месить тесто и т.д. Дети при этом помогают друг другу. Вторая зона называется зоной сенсорного развития, в ней ребенка знакомят со свойствами предметов, их цветом, формой, размером, различными материалами и т.д.
Остальными зонами чаще всего являются зоны: математическая, географическая, языковая, зона спортивная, где дети выполняют различные физические упражнения.
В школах дополнительно к этим добавляют зоны музыки, танцев, пения, искусства. Обычно через несколько часов занятий, как в школе, так и в саду дети собираются в круг и рассказывают друг другу о том, чем они занимались, что новое узнали за это время. Педагог или преподаватель при этом стоит в стороне и не вмешивается в разговор детей. То общение является свободным выбором каждого ребенка.
Конечно, со стороны сначала кажется, что роль педагога в этой методике обучения небольшая и не значимая. Ведь он не читает, не заставляет заниматься, не проверяет домашнюю работу у детей.
Но педагог в учебном учреждении по Монтессори все же имеет свои конкретные задачи:
- Готовит помещение для занятий
- Показывает детям, как быстро выполнять задания и правильно работать с материалом
- Устраняет факторы, которые мешают ребенку заниматься
- Наблюдает за успехами каждого ребенка индивидуально, предлагает для него более сложные задания, если ребенок желает их выполнять
- Проводит так же работу с родителями, объяснят им, как заниматься с ребенком дома, как правильно его хвалить, или поучать
- как правильно его хвалить, или поучать
Система обучения по Монтессори имеет свои исключения. Например, нельзя быстро реагировать на просьбы ребенка помочь ему, нельзя плохо отзываться о ребенке, не стоит трогать ребенка пока он сам об этом не попросит. Существуют и плюсы, и минусы данной методики обучения. Давайте рассмотрим их ниже.
Плюсы и минусы методики Монтессори
Обучение детей по методике Монтессори помогает детям становиться самостоятельными, не бояться трудностей, с которыми они столкнется в жизни. Так же данная педагогика учит детей познавать себя и окружающий мир, уважать людей, любить природу, животных. Для проведения занятий по данной методике не нужно никакого современного и дорогого оборудования или конкретных игр. Ребенок сам вправе выбирать себе занятие, сам принимает решения по поводу своего будущего, в плане того, что ему интересно, а не родителям или педагогам. Но стоит заметить, что сегодня методика Монтессори в первоначальном виде почти не используется. Сейчас лучшие педагоги и психологи разрабатывают новые зоны для игр и практической работы. Они постоянно ищут разные подходы к детям, соответственно индивидуальности каждого ребенка. Все силы современной педагогики сейчас направлены на улучшение данной методики с целью вырастить детей полноценными и успешными личностями.
Что дает Монтессори-педагогика детям?
Работая по программам Монтессори-методики, дети приобретают важные и нужные навыки, они учатся:
- работать индивидуально и в группе;
- быть собой, не заставляя себя быть «совершенством»;
- обладать чувством собственного достоинства;
- самостоятельно двигаться к цели, принимать решения, организовывать свое время, делать выбор и отвечать за результат;
- встречать и принимать неудачи, извлекая из них уроки;
- прощать и принимать прощение;
- радоваться жизни;
- любить реальных, далёких от совершенства людей;
- стремиться к обучению и познанию.
Современные исследования подтверждают важность одного из наблюдений Марии Монтессори, которому она дала название «сенситивные периоды». Сенситивные периоды — это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. Каждый из этих периодов представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного чувства, навыка, умения, для овладения каким-либо конкретным видом знаний. Если дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сенситивного периода, это дается им тяжелее или же результат не достигается совсем.
Примером здесь могут служить дети из двуязычных семей. С самого рождения ребенок находится в двуязычной языковой среде, он с первых дней буквально, как губка, впитывает информацию из окружающего мира. Ребенок осваивает оба языка своих родителей без формального обучения и утомительных сознательных усилий, которые требуются взрослому при изучении иностранного языка. Монтессори считала, что первые три года жизни являются важнейшими для формирования творческой сути человека. В течение последующих трёх лет в детском саду первоначально приобретённое расширяется и закрепляется.
В методике Монтессори ребенку представляется свободный выбор своей деятельности, что, в свою очередь, позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут одновременно обучаться дети с разными способностями. Медлительный ребенок может много времени — не один день — заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. Более способный ребенок гораздо быстрее переходит от одной учебной задачи к следующей. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные разберутся в этом материале. Ребенок с высокими способностями имеет возможность двигаться дальше, так как перед ним большой выбор разнообразного материала и возможных видов работы с ними. Хорошо известно, что дети развиваются в разном темпе и их готовность к обучению каким-либо предметам значительно отличается даже в одном и том же возрасте. Интерес к занятиям и доступность материала позволяет многим детям в Монтессори-группе начинать читать и считать необычно рано.
В каком возрасте надо начинать заниматься по методике Марии Монтессори?
Возраст детей, поступающих в Монтессори-группы в разных школах, центрах, детских садах, отличается, но всегда и везде наполнение группы строится с учетом возрастных периодов развития ребенка выделенных Марией Монтессори:
- от 0 до 3 лет,
- от 3 до 6 лет,
- от 6 до 9 лет,
- от 9 до 12 лет,
- от 12 до 15 лет,
- от 15 до 18 лет.
Этот самостоятельный, уникальный образовательный процесс протекает с максимальным использованием возможностей сенситивных периодов в специально подготовленной среде. Для полноценного развития ребенка необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребности ребенка в деятельности, даст пищу разуму.
Каким образом организована Монтессори-среда?
- Помещение оборудовано с учетом детских потребностей, культурных традиций, эстетических требований, сенситивных периодов развития.
- Среда наполнена уникальным Монтессори-материалом.
- Каждый материал представлен в единственном числе, автодидактичен (т. е. обладает возможностью для самопроверки ребенком правильности своих действий и служит способом самообучения), имеет точный алгоритм действия, отвечает эстетическим и экологическим требованиям.
- Работа с материалом индивидуальна, и чем младше ребенок, тем более это важно. Иначе нет сосредоточенности, концентрации внимания, погружения в работу.
- Среда не статична, а изменчива в зависимости от потребностей детей. В Монтессори-педагогике не экспериментируют с детьми — меняют среду, тем самым дают возможность ребенку двигаться дальше в своем развитии с учетом его индивидуального выбора, темпа развития, потребностей.
|