ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» Факультет развития образовательных систем
ОСНОВОПОЛАГАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. 1. Актуальность проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с нормативными документами, отражающими требования к содержанию и результатам образовательной деятельности, в том числе Государственным стандартом дошкольного образования Российской Федерации [7], который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.
Скачать полный текст работы
Основная роль в моей педагогической деятельности, так же, как и в программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [9], отводится индивидуализации воспитательно-образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формированию нравственных качеств личности, развитию игровой и двигательной деятельности, как основных видов деятельности в данном возрасте.
Воспитательно-образовательный процесс организуется с учётом интересов ребенка, его потребностей, социальной ситуации группы и взаимоотношений воспитанников. Имею набор разнообразных дидактических и методических материалов для различных категорий воспитанников.
Ведущие цели Программы, реализуемые мной, — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
В своей работе стараюсь находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника, поддерживать их. Воспитательную работу организую на основе анализа причин поступков и поведения детей. Все воспитанники группы безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями решения того или иного вопроса.
Работаю над темой "Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста". Перед собой поставила следующие цели: дать подрастающиму поколению знание о ценности природы, практические навыки и умения; эстетические переживания; привлекать к самостоятельному решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов; заложить основу экологической культуры личности.
Особое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю экологическому воспитанию. Считаю, что именно в этот период идет формирование экологической культуры — осознано — правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [25]. В организации непосредственно-образовательной деятельности использую игровые технологии [21]. Именно в игре, у детей развивается на протяжении образовательного процесса: внимание, логическое мышление, интерес, доброжелательность, умение выслушать собеседника, и трудолюбие. У ребят формируются элементы экологического сознания, практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе.
Стремлюсь, чтобы дети понимали, что любовь к живому — это не стремление скорее взять себе, а любоваться красотой окружающего, ощущать запахи природы, умение слушать ее мелодию и помочь всему живому.
Перспективное планирование осуществляется в соответствии с программой воспитания и обучения детей. Программа воспитания и обучения воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [7] соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Основываюсь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
План воспитательной работы составляю с учетом нормативных документов, актуальных задач, интересов воспитанников, что повышает ее обоснованность.
Педагогические цели и задачи ставлю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников и комплекса условий (времени года, возможностей образовательного учреждения). Цели и задачи гибко изменяю в зависимости от готовности воспитанников к освоению предлагаемого материала. Перевожу тему занятия в педагогическую задачу и добиваюсь понимания детьми целей и задач педагогического мероприятия.
При подготовке педагогического мероприятия формулирую критерии достижения его целей, а после его проведения соотношу результаты воспитания и обучения с поставленными целями.
Свою педагогическую деятельность строю с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Построение образовательного процесса осуществляю на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра [12]. Апробирую в своей работе инновационные методики и технологии. Приветствую все новое, передовое и проектирую свою деятельность на будущее.
Использование игровых технологий позволяет вызвать интерес у воспитанников к педагогическим мероприятиям. Задания для детей дифференцируются так, чтобы каждый воспитанник почувствовал свой успех.
Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идет постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребенка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадривать их.
Программные образовательные задачи решаю в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Отмечаю даже самый маленький успех каждого воспитанника и демонстрирую его родителям. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе и условий для позитивной мотивации детей, а также удовлетворенности родителей образовательной деятельностью, выстраиваемой в группе.
Использование игровых методов развития познавательной активности позволяет активизировать их творческие возможности, проявлению любознательности. В свою очередь, воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его, является приоритетом образовательной программы.
Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Существуют различные варианты игр-путешествий: «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». В ходе таких путешествий знакомлю детей с природой родного края [11], растительным и животным миром Иркутской области [19]. Игры-путешествия имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта. Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни.
Прогрессивное, развивающие значение игры-путешествия состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в игре, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам сказок, рассказов на природоведческие темы. [17] Предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать задачи экологического образования. Дошкольники приобщались к языку физической географии, элементарным навыкам чтения карт. Знакомясь с частями света, реками, озерами, морями, горами, океанами и равнинами, дети учились отыскивать их на карте, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе
Дети научались предлагать свой собственный замысел и воплощать его в разнообразных видах деятельности. Достигла такого результата за счет использования комплекса игр – путешествий, совместной деятельности педагога и детей, использования дидактических материалов. [14]
Внедряю в образовательный и воспитательный процессы инновационные методики организации образовательной деятельности с использованием технологии активных методов обучения в рамках перехода на ФГОС ДО. Это побуждает воспитанников самостоятельно рассуждать, организовывать их для поиска необходимой дополнительной информации: книги, компьютерные технологии, медиапособия и др.
Использую:
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь преднамеренно создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок» [15]
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Здесь я решаю задачу активно помогать детям в их деятельности
- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
Серия педагогических мероприятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о растениях леса, воспитатель в познавательной деятельности знакомит их с ролью домашних животных в природе и жизни человека, в художественно-эстетической деятельности – с образами растений в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физ. развитием)
- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; комплексные педагогические мероприятия; интеграция (частичная интеграция; полная интеграция); метод проектов; метод развития творческого познавательного мышления.
В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии: двигательный режим – применение разумного сочетания специально организованной и свободной деятельности детей; использование малых физкультурных форм – гимнастика пробуждения, физкультминутки, гимнастики для глаз и пальцев, частые смены динамических поз, дыхательные гимнастики, закаливание, музыкотерапия, релаксация, в комплекс утренней гимнастики включаю упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки и т.д. [23, 26]. Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволило снизить заболевания и количество часто болеющих детей.
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
С целью самообразования постоянно изучаю новинки методических пособий, литературу по педагогике и психологии, знакомлюсь с материалами и документами в СМИ, сайтов для дошкольных работников, принимаю активное участие в обсуждении и публикации собственных материалов. Продуктивно работаю в составе рабочих групп, разрабатывающих и внедряющих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Выступаю перед коллегами с информацией о новых программных и методических материалах, участвую в конкурсах профессионального мастерства.
В своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности: недостаточное оснащение ТСО, своевременным демонстрационным и наглядным материалом по познавательному развитию, развитию речи, достаточного количества игрушек и пособий для сюжетно-ролевых игр, разного вида конструкторов, мозаик и т.д.
Для информирования собственного педагогического мнения, соответствующего изменениям в системе дошкольного образования, надо много читать, думать, переосмысливать свой педагогический опыт.
Все дети разные: по темпераменту, характеру, состоянию здоровья. Некоторые дети малообщительны, замкнуты, гиперактивные, тревожные дети. Моя задача, найти контакт с каждым ребенком, помочь ему адаптироваться в социальном мире. Дифференцированный подход веду по двум направлениям: оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении материала. Хотела бы глубже изучить вопрос личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. На решение этих проблем буду направлять максимум усилий.
1. 2. Цели и задачи профессиональной деятельности на современном этапе
В качестве основной цели своей профессиональной деятельности на современном этапе выделяю повышение своей профессиональной компетентности в сфере дошкольной психологии и педагогики.
Реализовать данную цель путем решения ряда задач:
- Сформировать знания теоретических и нормативно-правых основ дошкольного образование;
- Смоделировать развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с современными требованиями;
- Спроектировать воспитательно-образовательный процесс в группе с учетом ФГОС ДО;
- Разработать систему планирования педагогического процесса.
- 3. Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога
В настоящее время любому воспитателю надо в своей работе базироваться не только на новинки методической литературы и традиционные подходы в дошкольном образовании, но и на знание нормативно-правовых документов. Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения [13].
- Конвенция о правах ребенка ООН (принята 20. 11. 1989 г.);
- Федеральный государственный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
- Конституция РФ (принят Государственной Думой 3.07. 1998 г.);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
При организации работы с детьми педагогу необходимо соблюдать, в первую очередь, права ребенка, которые установлены Конвенцией о правах ребенка ООН. Обеспечение прав ребенка необходимо осуществлять «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов» [1].
Педагогу необходимо знать и соблюдать Федеральный государственный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ [5]. Настоящий федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В данном законе детство признается государством важным этапом жизни человека. Государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Конституцией РФ [2] гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Образовательную деятельность педагог осуществляет на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [8]. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
- признание приоритетности образования;
- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
- создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
- светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
- автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
- недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Вся деятельность педагога в сфере дошкольного образования осуществляется на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.
Организация пребывания детей в группе детского сада осуществляется с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях [3].
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- условиям размещения дошкольных образовательных организаций
- оборудованию и содержанию территории
- помещениям, их оборудованию и содержанию
- естественному и искусственному освещению помещений
- отоплению и вентиляции
- водоснабжению и канализации
- организации питания
- приему детей в дошкольные образовательные организации
- организации режима дня
- организации физического воспитания
- личной гигиене персонала.
При построении воспитательно-образовательного процесса основным ориентиром для педагога является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [6]. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт является основой для разработки образовательной программы нашего дошкольного образовательного учреждения, в том числе и проектирования образовательного процесса в старшей группе.
Воспитательно-образовательный процесс в своей группе выстраиваю на основе принципы дошкольного образования, определенных ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Еще одним нормативно-правовым документам, которым необходимо руководствоваться воспитателю, является профессиональный стандарт «Педагог» [7].
Настоящий документ определяет профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Одним из основных требований является требование к образованию педагога. Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)» установлено, что в функции педагога входят:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
- планирование и проведение образовательной деятельности
- систематический анализ эффективности воспитательно-образовательного процесса
- организация, осуществление контроля текущих и итоговых результатов освоения образовательной программы
- формирование мотивации к обучению
- объективная оценка знаний обучающихся на основе педагогической диагностики в соответствии с реальными возможностями детей.
Таким образом, знание нормативно-правовых основ организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях входят в сферу должностных обязанностей воспитателя. В свою очередь, своевременное повышение квалификации в области правового образования позволяет педагогу эффективно и качественно разрешать нестандартные проблемные ситуации, возникающие в процессе их профессиональной деятельности.
Выводы по разделу 1
В условиях модернизации дошкольного образования воспитателю необходимо своевременно повышать свою квалификацию в области нормативно-правовой документации, методики дошкольного образования;
Современные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу воспитателей дошкольных образовательных организаций, предъявляют серьезные требования к квалификации педагогов и предполагают значительные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
На основе анализа нормативно-правовых документов и самоанализа своей педагогической деятельности пришла к выводу о необходимости повышения своей квалификации в области личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. На решение данной задачи направлю максимум своих усилий.
|