Бойко Лариса Федоровна. Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

 

Скачать конспект

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

1. 2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 11 станицы.

1. 3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель: — Создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания.

Задачи:

  • Создать в образовательном учреждении материально — технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС);
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»;
  • Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
  • Организовать: экскурсии, встречи, а также тесное взаимодействия с родителями;

Для детей

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению;

Для педагогов

  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Для социальных партнёров

  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Объект — является процесс работы дошкольного учреждения по ранней профориентации.

Предметом — являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.

Гипотеза исследования: Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии и создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников струдом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие

человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

  • мультимедийные презентации;
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта: Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиям актуальны для нашей станицы. Так как станица считается небольшой и отдаленной. Большая часть населения трудоустроены за приделами станицы. Для этого направленная сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельность по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Кубани. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

Следует учитывать, что важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (образовательные учреждения). Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого- педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость.

Социализация, как комплексный процесс, осуществляется на трех уровнях:

  • общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.;
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правил этикета;
  • приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.

Нами разработана система посещения организаций. В процессе экскурсии дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Просмотров: 393
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Смирнова Марина Владимировна, Бирюкова Наталия Валентиновна. Конспект НОД по ранней профориентации (подготовительная группа) «Путешествие в мир профессий»
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Семенова Елена Васильевна Бутров Виталий Евгеньевич. «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Астапенко Юлия Валерьевна, Вишнякова Ольга Михайловна. Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона «Кухня»»
  • Костина Татьяна Андреевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Богданова Ольга Ильинична. Из опыта работы по ранней профориентации в ДОУ
  • Тимохина Юлия Васильевна, Савальвер Лариса Николаевна,Виданова Татьяна Алексеевна. Информационно – игровой проект: «Путешествие в мир профессий. Профессии наших родителей». для средней группы (4-5 лет).
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект организованной образовательной деятельности по ранней профориентации в подготовительной группе «Путешествие к Сластёне»
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь