Разработчики проекта:
- Заместитель заведующего по ВМР Астапенко Юлия Валерьевна
- Воспитатель Вишнякова Ольга Михайловна
Актуальность:
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах.
В нашем городе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов ранней профессиональной ориентации дошкольников. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Ознакомление детей с профессиями обоснована во ФГОС дошкольного образования. Изучение особенностей профессии «Повар» будет проходить через прием «погружение в профессию через профессиональную зону «Кухня», посещение рабочих мест – пищеблока в ДОУ, организация виртуальных экскурсий, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами, составление технологических карт детских блюд. В основу этой системы положили игровую и практическую деятельность, как ведущую на этом возрастном этапе, и создали определенные условия для развития игровой деятельности – профессиональная зона «Кухня».
Цель проекта: познакомить детей с профессиями, которые имеются на кухне, на основе созданной «Профессионально ориентационной зоне «Кухня» и предоставить им возможность самостоятельной деятельности через «погружение» в реальные практические ситуации в условиях игровой деятельности.
Цель формирующего проекта — разработка и апробация педагогических условий формирования представлений о мире профессий на кухне у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обобщить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности работников кухни (повара, шеф-повара, кулинара, кондитера, помощника повара и пр.) на основе ситуативно-имитационного моделирования, в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации;
- Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса на кухне (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о трудовых действиях и об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы в профессиях на кухне;
- Формировать понимание взаимосвязи и между компонентами трудовой деятельности, умения осознавать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии на кухне;
- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- Формировать интерес к экспериментально- исследовательской деятельности;
- Развивать ассоциативное мышление с помощью самостоятельного приготовления блюд, и выполнения других работ на кухне;
- Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап: определение концепции проекта; разработка методического сопровождения проекта; организация профориентационной зоны «Кухня»; разработка организационных мероприятий по подготовке и реализации проекта; составление важного элемента для решения проблемы по проекту – технологической карты по работе проф-зоны, на основе которой проводится предварительное ознакомление детей с профессиями и блюдами на кухне; заключение договоров с социальными партнерами.
- Основной этап (формирующий): обобщение и конкретизация представлений детей о профессиональной деятельности работников кухни на основе ситуативно-имитационного моделирования, в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Социальные партнеры:
- Телеканал «360» г. Ангарск
- Техникум питания № 30 г. Ангарск
- Кондитерская «Шоколадный рай», «Мария» — филиалы г.Ангарск
- Пиццерия «Пиццбург», ДодоПица», «ПапаДжонс» — филиалы г.Ангарск.
Мероприятия основного этапа:
Деятельность с детьми:
- Создание и просмотр видео -роликов «Кондитер», пищеблок и т.д. для трансляции опыта работы
- Создание банка презентаций для проведения занятий по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего» и др.
- Создание альбомов «Все работы хороши», «Профессии края, города», «Моя будущая профессия» и т.п.
- Проведение «Аукцион экономических идей» (с педагогами ДОУ)
- Создание видео – банка «Виртуальные экскурсии»
- Знакомство и разработка технологических карт Блюда для детей
- Разработка карточек – заданий для самостоятельной деятельности детей по теме «Кухня»
- Создание электронных пособий, онлайн — игр, через программы LearningApps. org (интерактивные игры) и ThingLink (интерактивный плакат).
Деятельность с родителями
- организация «Часы общения» (взрослые + дети) по теме «В мире интересных и нужных профессий»
- «Гость группы»
- Создание сообщества в социальных сетях «Готовим с детьми» в рамках проф. зоны «Кухня» (показ видеороликов в мессенджерах, на сайте ДОУ, на информационных каналах ДОУ).
Работа с социальными партнерами
- Встречи с представителями разных профессий «Важные встречи»
- Совместное проведение мероприятий в дни профессиональных праздников.
3. Заключительный этап: подведение анализа эффективности реализации проекта; определение дальнейших перспектив по данному направлению.
|