Аннотация. В статье обоснована и представлена методическая разработка на тему «Использование интегрированных моделей в развитии художественного восприятия природы детьми старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности». Показана актуальность и практическая значимость методической разработки, поставлена цель и определены задачи ее реализации. Разработан диагностический аппарат. Представлена сама методическая разработка с подробным описанием календарного плана занятий. Обозначены педагогические условия, при которых методическая разработка будет иметь наибольшую эффективность. Обозначен предполагаемый результат.
Ключевые слова: методическая разработка, интегрированный подход, художественно-эстетическое восприятие, изобразительная деятельность, воспитательно-образовательная деятельность.
Скачать разработку
Введение. В современных условиях активного социально-экономического раз-вития российского общества проблема художественно-эстетической культуры приобретает общесоциальную значимость и является ключевой в саморазвитии ребенка дошкольного возраста [7, с. 3]. При условии все большей подмены нравственных и эстетических ценностей подрастающего поколения, именно высокий уровень развития художественно-эстетического воспитания является одним из главных условий полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. Ценностные и эстетические установки как ее основа, закладываются в раннем возрасте и неотделимы от целенаправленного процесса художественного развития. Развитие способностей к эстетическому восприятию произведений искусства, окружающей среды, в частности, природы, способно дать необходимое чувство душевной гармонии и меры, которое впоследствии направляет формирование личности по пути становления устойчивых и сбалансированных нравственных, моральных и эстетических убеждений.
Несмотря на то, что идея использования изобразительного искусства как важ-нейшего средства художественно-эстетического воспитания подрастающего поколе-ния четко определена требованиями ФГОС (мотивация к познанию и творчеству, развитие воображения, мышления и памяти и пр.), а также на то, что педагоги и психологи понимают важность проблемы недостаточности методических разработок и программных мер в области развития художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, в настоящее время все еще существует противоречие между теоретико-методологическими разработками данной проблемы и реальной практикой их применения в ДОО. Мы склонны полагать, что включение различных подходов в практику воспитательно-образовательной деятельности ДОО позволит повысить педагогическую эффективность методических разработок и увеличит их значимость для применения в практике образовательного учреждения.
Актуальность методической разработки. В сфере дошкольной педагогики на сегодняшний день существует достаточно объемный теоретико-методологический и практический базис исследований по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности в разрезе комплексного и интегрированного подходов (Н. А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Г.П. Новикова и пр.). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражается в содержании различных их видов, среди которых особое место занимают интегрированные занятия (Л. А. Горшунова, Т.Н. Доронова, О.М. Клементьева, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.С. Ушакова и пр.). Несмотря на широкий спектр исследований данного педагогического концепта, методология и практика использования интегрированных моделей на занятиях в ДОО недостаточно разработана [3].
Характеристика интегративного подхода. Интеграция различных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Дети старшего дошкольного возраста достаточно легко переключаются с одного занятия на другое, быстро вступают в игру, увлекаясь тем или иным образом, действием, активно общаются. Исходя из этого, любой вид творческой работы с детьми целесообразно подкреплять и другими формами художественной деятельности, например, игровой ситуацией, словом, жестом, песней и пр.
Идея интегрированных занятий состоит в объединении разнообразных областей знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает ДОО. В процессе таких занятий, дошкольники осваивают содержание различных разделов этой программы параллельно, что позволяет им увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания, умения и навыки.
В ДОО в рамках образовательно-воспитательной деятельности, интегрировать можно различные направления, например, ознакомление с окружающим миром и развитие речи или чтение художественной литературы, формирование кинологической культуры и музыкальное развитие, знакомство с природой и изобразительной деятельностью (включая произведения искусства), с русской культурой и музыкой, развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие, формирование валеологических знаний и физическое развитие и так далее.
Таким образом, интеграция представляет собой сложноструктурированный процесс, который требует научения дошкольников рассматривать любые явления с разных ракурсов, развития умения применять знания из различных областей в решении конкретных творческих задач, формирования у детей спонтанности самостоятельно проводить творческие исследования, развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве. Исходя из этого, развитие художественного восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности с применением интегративного подхода может проходить более эффективно, так как они будут в первую очередь вызывать интерес, способствовать снятию напряжения, перегрузки и утомления за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Цель методической разработки: развитие художественного восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста посредством интегрированных занятий.
Задачи:
- на основе конкретных интересов детей старшего дошкольного возраста применять различные направления развитие художественного восприятия природы;
- развивать у детей интерес к природе через ознакомление с тематическими произведениями искусства известных художников;
- учить детей понимать замысел произведения, его содержание, авторскую идею;
- развивать художественный вкус, умение выделять средства выразительности, которые используются художником для передачи настроения и чувств;
- учить детей структурированному рассказу об увиденном: о картине, о природе, об особенностях погоды, о месте человека в природе и пр.
Диагностические материалы, применяемые перед реализацией методиче-ской разработки на практике. С целью более эффективного применения принципа интеграции в развитии художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста необходимо изучение их представлений о природе (красота, изменение, особенности и пр.), предпочтений художественного развития и художественного творчества детей, особенностей поведения в процессе творческой деятельности на занятиях ИЗО с целью определения разнообразия и устойчивости личностных качеств в старшем дошкольном возрасте.
Для диагностики могут быть применены три основных метода: беседа, анкетирование и педагогическое наблюдение.
Диагностический этап 1: беседа с детьми.
Цель: формирование у детей представлений о художественном восприятии природы.
Вид беседы – стандартизированная с открытыми прямыми вопросами.
Беседа должна проходить индивидуально с каждым ребенком. Отвечая на во-просы, ребенок по просьбе педагога должен пояснить, как он понимает необходимость выполнения правил, речь о которых идет в вопросе. Важно отметить не только ответы ребенка, но и невербальные реакции.
Исследуемая проблематика: изучается степень развития художественного вос-приятия у старших дошкольников в различных условиях: 1) во время изобразительной деятельности, 2) на прогулке, 3) в процессе просмотра мультфильма ( «Мешок яблок», «Дюймовочка», «Лиса и волк», «Снеговик-Почтовик» и пр.). Вопросник представлен в Приложении 1.
Диагностический этап 2: анкетирование, проводимое педагогами ИЗО.
Цель: определение предпочтений художественного восприятия и художествен-ного творчества детей.
Вид анкетирования – индивидуальное, вопросы закрытые.
Педагог, на основании устной беседы с детьми, заполняет анкету, т.к. участники исследования не вполне владеют навыками чтения.
Исследуемая проблематика: занятия изобразительным искусством, предпочи-таемые детьми.
Анкета представлена в Приложении 2.
Диагностический этап 3: педагогическое наблюдение.
Цель: изучение и выявление особенностей поведения детей в процессе творче-ской деятельности на занятиях ИЗО, а также определение разнообразия и устойчивости личностных качеств в старшем дошкольном возрасте.
Вид наблюдения: непосредственное дискретное средовое наблюдение.
Продолжительность наблюдения – 60 минут в течение одного дня. Наблюдение должно проводиться во время изобразительной деятельности детей в первой половине дня в привычной для них обстановке. Педагог является сторонним наблюдателем, каждые 15 минут проводится средовая фиксация ситуации в группе, результаты заносятся в протокол (Приложение 3).
Методическая разработка. Предлагаемая методическая разработка «Использование интегрированных моделей в развитии художественного восприятия природы детьми старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности» включает в себя: 1) рекомендации к организации и проведению диагностических этапов для оценки особенностей художественного восприятия у каждого из детей; 2) перечень учебно-творческих заданий и методические рекомендации к проведению занятий в группах ДОО; 3) календарно-тематический план. Для повышения результативности, педагогу необходимо заранее подготовить планы конспекты уроков в соответствии с календарным планом, а также анализировать методически рисунки поэтапного выполнения заданий, входящие в программу.
Перечень учебно-творческих заданий:
- «Мультипликационная картина».
- «Гусеница и бабочка. Монотипия».
- «Волшебный лес. Акварель по сырому».
- «Монотипия».
- «Ажурный декоративный натюрморт».
- «Добрый и злой мир».
- «Впечатление от музыки».
- «Пейзаж».
Программа рассчитана на 1 учебный год: занятия №№ 1-2 проводятся в начале и в конце учебного года в целях диагностики уровня художественного восприятия детей до и после реализации методической разработки; занятия №№ 3-8 предназначены для того, чтобы обратить внимание детей на художественно-эстетические качества окружающих предметов и явлений в природе, а также осмысления и оценки этих качеств каждым дошкольником, в целях совершенствования уровня художественного развития детей.
Методические рекомендации к проведению занятий в группах ДОО.
Пояснительная записка. Программа занятий по ИЗО в ДОО предусматривает три вида занятий: основы ИЗО, декоративное рисование и лепка (в соответствии и интересами каждого ребенка, выявленные в результате диагностических мероприятий); каждый из представленных видов занятий имеет определенные цели и задачи, которые являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга.
Раздел «Основы изобразительного искусства» содержит: рисование с натуры (в процессе прогулки на территории детского сада или выезда на природу), тематическое рисование. На занятиях данного раздела программы дошкольники осваивают знания, навыки объемного изображения предметов различных форм, развивают графические умения, изучают приемы изображения, которые позволяют в доступной и увлекательной форме расширить пространственные представления и помочь им познать азы познания линейной и воздушной перспективы. Кроме того, уроки тематического рисования позволяют развивать умение детей в построении композиции рисунка: выбор интересного им сюжета, выделение главного в нем, показ действия, передача эмоционального отношения к происходящему вокруг, смысловой связи между действующими лицами, дают представление о способах передачи пространства простейшими средствами линейной и воздушной перспективы.
Раздел «Декоративное рисование» включает: выполнение ряда работ, имеющих прикладной характер; создание декоративных рисунков на основе декоративного обобщения формы флоры и фауны; выполнение эскизов к украшениям предметов быта. Дошкольники также знакомятся с традициями народного и современного декоративного искусства, специальные знания и практические навыки даются в разделе аппликации. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, развивается чувство цвета, повышается сенсорная культура и способность к зрительному анализу. Учебный материал располагается в порядке его прохождения с нарастанием сложности: от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетны композиций.
Раздел «Лепка». Лепка позволяет не только развить мелкую моторику ребенка, что способствует комплексному развития мышления детей. Воспроизведя пластически тот или иной предмет с натуры (в классе, на природе), или по памяти, дети знакомятся с особенностями формы, симметрии, развивают способность к зрительному анализу.
Календарно-тематический план к методической разработке представлен в Приложении 4.
Педагогические условия, при соблюдении которых методическая разработка будет иметь наибольший эффект:
- индивидуальный подход к обучению с целью задействования интересов всех детей (ядро интегративного подхода);
- освоение языка искусства дошкольников как языка выразительного, а процесса художественного восприятия как процесса осмысления авторского и собственного отношения к миру;
- сохранение и развитие эмоциональности у дошкольников;
- взаимодействие в процессе обучения двух основных видов деятельности: восприятия и созидания;
- ступенчатость художественного развития дошкольника и диалогическая форма обучения;
- реализация принципа диалога как ключевой формы и содержания обучения.
Предполагаемый результат: интегрированные занятия ИЗО станут эффективным средством развития художественного восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста, что позволит им развить интерес не только к природе и окружающему миру, но и к искусству, музыке, чтению и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
- Боровенская И. Ю., Котлярова Н. В., Кондрашева Н. А. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 154-157.
- Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психологии. — 1980. — № 1. — С. 31-38.
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под редакцией Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. — 158 с.
- Казакова Т.Г. «Интегративная основа изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова». — М.: Аванти, 2000. – 148 с.
- Кудина Г. Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. – М.: Владос, 2006. – 35 с.
- Левин В. А. Это очень интересно! -Методические подсказки для педагогов и родителей. – СПб.: Златоуст, 2006. – 60 с.
- Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошколь-ного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: дисс. к. п. н.: 13. 00. 02 / Чурашов Андрей Геннадьевич; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. — Челябинск, 2013. — 256 с.
- Юрьев Ф. Музыкальная выразительность цветового образа (музыка света). – Киев: Изд-во «Экогинтокс», 2007. – С. 150-151.
|