Авторы: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна Воспитатели 1 квалификационной категории ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" Москва
Педагоги дошкольных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.
Скачать презентацию
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.
ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ?
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)
Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Рассмотрим такое понятие, как вариативность. На сегодняшний день вариативность-это основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Следует отметить, что ключевым словом является понятие — инновационные изменения.
С одной стороны вариативность- это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
С другой стороны, вариативность — это свойство, способность образовательного учреждения предоставлять воспитанникам достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.
Существует несколько этапов в деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала:
- подготовительный этап (мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств)
- организационный этап (теоретическая готовность)
- практический этап практическая готовность)
- контрольно- оценочный этап (достижение согласования между желаемым и реальным).
В Детском отделении педагоги участвуют в инновационной деятельности. Что же они делают? Работают по развивающей программе, участвуют в различных конкурсах, оказывают помощь в разработке программ и проектов, организуют проблемную и творческую группы.
Важной особенностью работы в Детском отделении является то, что некоторые дети лежат вместе с родителями, бабушками. Мы в обязательном порядке используем этот момент. Каким образом? Нами организуются различные совместные мероприятия. Яркий пример: участие родителей в театрализованной деятельности (сказка «Три поросёнка).
Также ежедневно родители имеют возможность присутствовать на занятиях, проводимых педагогом, что не совсем возможно в детских садах. Родители могут получить консультацию, побеседовать с педагогом на интересующие их темы, что очень важно.
Цель инновационной деятельности в ТЛПО 1 – улучшение способности педагогической системы достигать качественно более высоких результатов воспитания и обучения. Новые направления призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили, инновационные преобразования приобретают системный характер.). Внедрение инноваций в работу, требует изменений и обновлений в организации педагогической службы. Организация инновационной деятельности.
- Создание структурных подразделений – творческих групп педагогов по проблемам.
- Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (моделирование и анализ проблемных ситуаций).
- Разработка программ.
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности:
- Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДУ.
- Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.
Основными формами работы с детьми и родителями являются:
- игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
- индивидуальные развивающие занятия;
- консультации, семинары-практикумы, родительские собрания;
- выставки (игровых пособий, литературы);
- праздники, развлечения, открытые просмотры.
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
- Сенсорное развитие
- Развитие движений
- Развитие речи
- Музыкальное развитие.
- Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта).
Направления инноваций:
- Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
- Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
- Внедрение новых форм дифференциации специального образования.
- Расширение спектра образовательных процессов для детей, не посещавших ДОУ: адаптационные, коррекционно-развивающие, группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
- Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещавщих ДОУ.
- Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
- Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
- Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет — сообществах, форумах, педсоветах.
- Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
- Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
Примеры инновационной деятельности в ТЛПО 1:
- метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
- совершенствование мастерства педагогов;
- поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
- мониторинг развития каждого ребенка;
- учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- организация экологического образования дошкольников;
- оптимизация взаимодействия с семьей;
- создание «Предметно-развивающего пространства».
Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
В отношении ТЛПО 1 употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ТЛПО 1 определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
- квалификационным составом коллектива педагогов;
- наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
- наличием современной информационной базы;
- наличием собственных методических разработок.
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ТЛПО 1.
Основными элементами инновационного потенциала являются:
- материально-технические ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- интеллектуальные ресурсы;
- социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ТЛПО 1:
- научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
- инновационность управляющей системы (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности). Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей.
|