Паспорт проекта:
Инновационная площадка АОУ детский сад №25 «Цветик-Семицветик».
Разработчики проекта
(рабочая группа)
- Белолипецкая Л.Г. – директор
- Ковела Т.А. – заместитель директора по ВМР
- Трифонова Н.О. – учитель-логопед
- Тюрина Е.Е. – педагог-психолог
- Шумкова Л.О. – инструктор по физической культуре
- Прокофьева Л.Е. – воспитатель
- Лисунова А.И. – воспитатель
Заседания рабочей группы — 1 раз в месяц. На заседаниях обсуждаются результативность реализуемого проекта, корректируются формы деятельности и выносятся для обсуждения на педагогический Совет.
Скачать конспект
Законодательная база для разработки проекта — Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы
- Указ президента РФ от 01. 06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы
- Постановление правительства РФ от 23 мая 2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»
- Устав АОУ.
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап – сентябрь – декабрь 2018
Пробный этап реализации проекта – январь-май 2019 г.
Реализация проекта – с сентября 2019 по май 2020г.
Цель проекта Создание единой образовательной среды, обеспечивающей равные возможности для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Задачи проекта
- Модернизация содержания образовательной среды, обеспечивающей успешное формирование лидерских качеств через развитие системы дополнительного образования детей дошкольного возраста;
- Разработка эффективной системы мероприятий по формированию осознанного родительства
- Обновление компетенции педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом; создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию
- Разработка, апробация и внедрение системы развития лидерского потенциала
- Насыщение и организация пространственно-предметной среды в соответствии с ФГОС.
Целевые индикаторы и показатели проекта — Повышение уровня профессионального образования и квалификационной категории педагогов (увеличение % педагогов с высшим профессиональным образованием, и педагогов с высшей и первой квалификационной категорией).
- Обогащение предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС
- Увеличение заинтересованности родителей в мероприятиях детского сада.
- Снижение уровня заболеваемости детей, посещающих детский сад, создание обстановки психологического комфорта и творческой свободы.
- Увеличение числа воспитанников АОУ, участвующих в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Направления проекта
- «Я понимаю себя»
- «Я понимаю людей»
- «Я познаю мир»
- «Я расту здоровым»
Финансовое обеспечение проекта Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетные и внебюджетные средства (полученные в результате оказания дополнительных платных услуг).
Контроль за выполнением программы Управление и корректировка программы осуществляются педагогическим Советом АОУ детский сад №25.
Пояснительная записка
Инновационный образовательный проект «Территория успеха: развитие лидерского потенциала дошкольников» направлен на разработку новых принципов организации деятельности дошкольной системы образования. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость в связи с этим приобретает проектная работа образовательного учреждения. Направленность проекта «Территория успеха» – социально–педагогическая.
Актуальность проекта
Актуальность разработки проекта обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательно-образовательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение каждого воспитанника современным и действенным педагогическим сопровождением.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года указано, что содержание образования должно быть ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Проект «Территория успеха: развитие лидерского потенциала дошкольников» отвечает этим требованиям. Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без этого невозможно существование страны – лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности. Одной из основных предпосылок создания программы является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей дошкольников, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста игровых видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы дошкольники приобщались к современной культуре личности, владели формами эффективной организации и самоорганизации, умением разрешать конфликты, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Цель проекта: Создание условий для формирования у дошкольников навыков эффективного взаимодействия в коллективе, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Задачи проекта:
- формирование лидерских качеств
- формирование культуры общения и поведения в социуме
- развитие коммуникативных навыков
- формирование позитивного мировоззрения дошкольников, умения понимать и контролировать свои эмоции
- развитие познавательной активности
- развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций.
Целевые ориентиры
Дети в процессе проекта проявляют самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремятся к проявлению творческой инициативы, могут самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Понимают эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляют готовность помочь, сочувствие. Способны находить отражение настроения людей в музыке, природе, картинах, скульптурных изображениях. Высказывают свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе, могут предположить следствие, вытекающее из состояния.
Дети могут сами объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Стремятся регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляют инициативу в общении — делятся впечатлениями со сверстниками, задают вопросы. В случае, если это не удается, могут привлечь воспитателя или ухаживающего взрослого для оказания помощи.
Могут предварительно обозначить тему игры, заинтересовать совместной игрой. Согласовывают в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляют интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Дети имеют расширенный словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Увеличивается доля сложных и сложноподчиненных предложений.
Дети выражают потребность в физических упражнениях, правильно выполняют их, проявляют самоконтроль и самооценку. Могут самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
Самостоятельно выполняют основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеют приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечают, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоили отдельные правила безопасного поведения, способны рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляют уважение к взрослым. Умеют интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремятся рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимательны к поручениям взрослых, проявляют самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступают в сотрудничество.
Проявляют интеллектуальную активность, могут принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляют интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментируют. Испытывают интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
Знают свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагают некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывают о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеют положительную самооценку, стремятся к успешной деятельности. Имеют представления о семье, семейных и родственных отношениях, знают, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знают некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеют представление о значимости профессий родителей, устанавливают связи между видами труда. Имеют развернутые представления о родном городе знают название своей страны, ее государственные символы, испытывают чувство гордости своей страной. Имеют представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеют представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремятся применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Соблюдают установленный порядок поведения в группе, ориентируются в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеют приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимают, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремятся к мирному разрешению конфликтов.
Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в разных видах деятельности, способны к произвольным действиям, самостоятельно планируют и называют два-три последовательных действия, способны удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способны аргументировать свои суждения, стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
Принципы проекта
Прогностичность – данный проект отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению.
Рациональность – проектом определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность – проект призван обеспечить соответствие между целями программы и средствами.
Целостность – наличие в проекте структурных частей, обеспечивающих полноту действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость – в проекте определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов работы ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность – соотнесение целей проекта и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.
Индивидуальность — проект нацелен на развитие образовательной базы ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада комбинированного вида, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.
Структура проекта
Проект «Территория успеха: развитие лидерского потенциала дошкольников» обеспечивается четырьмя интегрированными направлениями:
- «Я понимаю себя»
- «Я понимаю людей»
- «Я познаю мир»
- «Я расту здоровым»
- «Я понимаю себя»
Одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога – это эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком. Поэтому в нашем проекте значительная роль отводится развитию эмоционального интеллекта ребенка, т.е. умению распознавать свои чувства и чувства других людей, адекватно выражать свои эмоции и управлять ими. Это, в том числе, умение справляться с негативными переживаниями, душевной болью, разочарованием, обидой, злостью. Также это понятие включает в себя способность к глубокой эмпатии (сопереживанию), умение предъявлять себя миру, отстаивать свои и уважать чужие границы, принимать и дарить дружбу, любовь и поддержку.
«Я понимаю людей»
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Кроме того, потенциальный лидер в любом коллективе должен обладать рядом качеств и навыков: ресурсное мышление, образно-ассоциативное мышление и, конечно, свободное от стереотипов воображение. Поэтому кроме формирования собственно коммуникативных навыков мы стремимся к развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; стимулируем поисковую активность и стремление к новизне; работаем над развитием речи и творческого воображения, умением высказывать и отстаивать свои идеи.
«Я познаю мир»
Целью данного раздела программы является развитие умения детей получать и использовать информацию. Познавательные занятия разработаны таким образом, чтобы дети получили не только новые знания, но и опыт социально ориентированной деятельности, самореализации по время выполнения заданий; проявляли лидерские качества для достижения целей.
Программа раздела разбита на три блока – «Тело человека», «Наша планета Земля» и «Созданное человеком». Цель этих блоков – дать детям представление о себе, окружающем мире и деятельности человека в нем. Информация каждого блока опирается на поисково-экспериментальную деятельность, что позволяет детям выдвигать гипотезы, высказывать свое мнение, обсуждать и планировать свою деятельность. Таким образом формируется уровень знаний, необходимый для формирования самооценки и дальнейшего развития познавательного интереса.
«Я расту здоровым»
В первую очередь наши усилия направлены на формирование у воспитанников мотивации к сохранению и укреплению здоровья и сознательной установки на здоровый образ жизни. Кроме того, все большая роль отводится физической культуре как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. Мы исходим из того, что оптимальная двигательная активность человека – необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Реализация проекта
Перед тем как начать реализацию проекта, мы провели педагогический мониторинг. Был исследован уровень развития познавательной сферы ребенка (Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко), сформированность умений межличностного общения (И. А. Зимняя), была проведена диагностика эмоциональной сферы ребенка (Л. П. Стрелкова), также был оценен социометрический статус каждого ребенка и уровень его самооценки.
Результаты диагностики представлены на диаграммах.
|