Пояснительная записка.
В изучении семьи многие исследователи отмечают серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми.
С одной стороны, практически в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи: дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки. У большинства родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с ребёнком. Это ведёт к негативным последствиям как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Дети часто болеют, они эмоционально нестабильны: устраивают истерики, капризничают.
С другой стороны, существуют нарушения во внутрисемейных отношениях, когда ребёнка излишне опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности.
Скачать конспект
Таким образом, для нормализации детско-родительских отношений в семье была создана программа.
Цель: Способствовать формированию позитивных внутрисемейных отношений путём установления и развития близкого эмоционального и телесного контакта с ребёнком, формирования навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях и развитие самостоятельности.
Этапы реализации программы.
Программа включает в себя 3 этапа: «Эмоциональная близость ребёнка с родителями»; «Навыки уверенного поведения ребёнка и взаимопонимания в семье»; «Развитие самостоятельности».
I этап включает: установление близкого эмоционального контакта с родителями и в семье.
На данном этапе предполагается провести: 1 занятие с мамой и ребёнком, 1 занятие с папой и ребёнком, 2 занятия — ребёнка с обоими родителями.
II этап: формирование у родителей положительного образа ребёнка и приобретение ею навыков уверенного поведения и взаимопонимания в семье.
Занятия проводятся с родителями и ребёнком.
III этап: развитие самостоятельности и формирование навыков уверенного поведения у ребёнка.
На II и III этапе желательно участие других детей (особенно старших).
Место и время проведения.
Реализовывать программу предполагается в дошкольном учреждении, в кабинете психолога (логопеда), в течение 3-х месяцев. Встречи с семьёй предполагается проводить 1-2 раза в неделю, с предварительной договорённостью точного времени перед каждым занятием.
Материал и оборудование.
Мягкий коврик, мячик среднего размера, листы бумаги для рисования, цветные карандаши, ватман, клей, кисти для клея, мел. Мелкие игрушки, а также несколько мягких игрушек в виде животных. Проигрыватель и записи музыкальных произведений. Сказки для детей. Скамейка, подушки. Картинки, изображающие конфликтные ситуации в семье.
Ожидаемый результат.
В результате реализации программы предполагается:
- Установить близкий эмоциональный и телесный контакт ребёнка с родителями.
- Сформировать у родителей позитивный образ ребёнка путём осознания его положительных качеств.
- Способствовать взаимопониманию и сплочённости в семье.
- Развивать самостоятельность и формировать навыки уверенного поведения.
Предполагаемые трудности.
В ходе реализации программы возможен отказ одного (обоих) родителей ребёнка от встреч, со ссылкой на нехватку времени.
Не реализация цели занятия из-за неполного доверия родителей по отношению к проводимой программе с данной семьёй.
|