Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Назарова Галина Алексеевна. Родительское собрание на тему: «Русская старина»



Назарова Галина Алексеевна. Родительское собрание на тему: «Русская старина»

Родительское собрание на тему: «Русская старина»

Повестка собрания:

  1. Игра «Русская старина»
  2. Разное.

По теме собрания выступили:

  1. Воспитатель группы Назарова Г.А..
  2. Представитель родительского комитета.

Предварительная работа

Оформить группу в виде русской народной избы.

Организовать выставку «Я и моя семья: рисунки, фотографии, генеологиеские древа; выставку изделий русских народных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Жостово и др.) и русских народных игрушек.

 

Подготовить русские народные костюмы, которые будут представлять дети; предметы и атрибуты: леденцы на палочках, баранки, пряники, самовар, аудиозапись спокойной мелодии, призы.

Организовать чаепитие.

Ход собрания

(Педагоги в русских сарафанах выходят на середину «избы» и приветствуют родителей.)

Здравствуйте, желанные гости!

Что стоите у порога на помосте?

Проходите в светелку за столы.

Обо всем по порядку да по чести и поговорим!

(Родители проходят в «русскую народную избу», рассаживаются за три стола, оформленные в русском народном стиле: утварь, самовар.)

Родина, Россия, родной край. Эти слова мы слышим с самого раннего детства. Родина — мать – так порой называют нашу страну. Почему так повелось? Да потому, что Родину, как и мать, не выбирают. Она достается всем по наследству. Родина — это место рождения нас и наших детей. Родина — это наши леса, поля и реки. Родина — это…

Вопрос родителям:

- Что для вас значит Родина?

Для каждого из вас Родина — это личное: любимые родные места, гордость за своих родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Но для того, чтобы быть частью Родины, Отечества, нужно знать ее культуру, историю, традиции, уважать свое прошлое, узнавать свои истоки, окружить себя культурным полем.

Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков все это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.

Народные песни, колыбельные, хороводы, пословицы, поговорки, сказки, игры, игрушки и сегодня воспитывают чувства, которые мало поддаются измерению, — любовь к своей Родине и гордость за нее.

В последние годы в детском саду много внимания стали уделять патриотическому воспитанию. И начинается оно с воспитания любви к своей семье, детскому саду, улице, на которой живет ребенок, Далее дети знакомятся с городом, краем, страной. Так постепенно ребенок начинает понимать, что он- часть великого русского народа. В своей работе используем фольклор разных жанров: сказки, поговорки, пословицы, песни, загадки и д.р. Знакомим детей с предметами русского народного быта: посудой, игрушками, мебелью и д.р., промыслами, костюмами, праздниками и традициями.

А чтобы познакомить ребенка с этим, важно самому узнать и понять русскую культуру, русское наследство и научиться разбираться во всем этом.

Игра «Русская старина».

Хорошо ли вы знаете русское народное творчество? Сумеете ли рассказать ребенку о русских народных сказках, приметах, промыслах и др.?

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Предлагаю вам принять участие в игре «Русская старина». Разделитесь, пожалуйста, на три команды при помощи считалки. За каждый правильный ответ команда получает леденец на палочке.

1. Русский народный костюм.

(Под спокойную музыку выходят по очереди дети, одетые в русские народные костюмы. Воспитатель рассказывает о русских народных костюмах.)

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели,

Своих нарядов не жалели.

(Выходят две девочки в русских костюмах. На первой девочке – рубаха, сарафан, запон, кокошник; на второй – рубаха, понева, душегрея.)

Эта часть костюма –

Не мужской кафтан.

Носит красная девица

Длинный…

(сарафан).

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой,

Красоте помощник,

Расписной …

(кокошник).

Вопросы командам:

- Кто носил кокошник? (Кокошник носили замужние женщины.)

- Не зря говорили: «Сарафан на крестьяночке — заря, кокошник — солнышко, лебединому крылу под стать». А на этой девице — рубаха, понева, душегрея. Что такое понева? (Домотканая длинная прямая юбка с разрезами по бокам.)

С давних пор краса девицы -

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса -

С лентой длинная коса.

(Выходят мальчики. На первом – штаны (порты), косоворотка, кушак, лапти. На втором – штаны, сапоги, кафтан.)

- Кто на Руси носил лапти, а кто сапоги? (Бедные носили лапти, а богатые – сапоги.)

Лапти – самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской, и женской обувью. Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из внутренней части коры липы – лыка, стоили лапти три копейки, а сапоги – аж несколько рублей. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю – на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».

Зимы в России были лютые, поэтому русский люд шил себе зимнюю одежду. Шубы шили из разного меха.

- Из какого меха носили шубы бедные, среднее сословие и богатые? (Бедные носили шубы овчинные, заячьи, собачьи; среднее сословие – беличьи, куньи; богатые – лисьи, собольи.)

Богатый купец говаривал в то время: «Наш чин не любит овчин».

(Далее дети – мальчики и девочки – в русских костюмах исполняют частушки про одежду.)

Ворот вышит, а застежка

Сбоку подбородка –

Всем наряд известен этот

Как косоворотка.

Сидит Ваня на березе-

Новая рубашка.

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

Рвала Дуня лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Выйду, выйду поплясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

Меня батенька обидел,

Сапоги больши купил,

Сапоги больши купил,

Чтоб я к Дуне не ходил.

2. Фольклор.

День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума – разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и дразнилки, считалки и поговорки.

Задания командам:

- Напишите за одну минуту названия русских сказок.

- Напишите имена наиболее известных персонажей русских народных сказок. (Иван, Иванушка — дурачок, Емеля, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный.)

В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова.

А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

- Что означают слова: баской, бранный, година, живот, жито, ладом, орать, пролеть, радеть, седмица?

(Баской – нарядный, красивый. Браный – у зорчатый (о ткани). Година – хорошая погода. Живот – жизнь. Жито – всякий хлеб в зерне или на корню. Ладом – хорошо. Орать – пахать. Пролеть – началолета. Радеть – стараться, заботиться. Седмица – неделя.)

- Изобразите с помощью пантомимы пословицы. Участники другой команды должны догадаться, что это за пословицы.

  • Дареному коню в зубы не смотрят.
  • Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.

- Отгадайте русские загадки:

  • Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь.)
  • Чувство, которое любого красит. (Стыд.)
  • Шарю – пошарю, в угол встану. (Веник.)
  • Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта)
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)
  • Что не сеяно родится. (Трава.)
  • Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка.)
  • Стоит баба на юру, руками машет, а что съест, тем и люди сыты. (Мельница)

3. Народный календарь.

Интересный способ, который помогает нам связаться с прошлым и настоящим нашего народа, — народный календарь. Это большой и богатый жизненный опыт наших предков, их память, жизнь, полная таинств и загадок, их философские суждения. Это наша жизнь и жизнь наших детей. Но народный календарь – не обязательное строгое расписание природы и погоды. Это народное описание событий, явлений, периодов года.

Вопросы командам:

- Какой месяц в Древней Руси называли просинец? (Январь.)

- Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. В этот день прилетают сорок птиц, и первая из них – жаворонок. Поэтому хозяйки накануне пекли из ржаной муки сорок шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес.

А теперь убирайся

Подобру – поздорову!

Назовите этот день. (22 марта.)

- В ночь на этот праздник на берегах рек и озер обычно разжигали обрядовые костры, через которые бросали венки, прыгали, купались в озере, реке, обливались водой. С этого дня начинали заготавливать березовые веники для бань. Назовите этот день. (Иван Купала – 7 июля.)

- Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица.)

- В этом месяце их три: медовый, хлебный (ореховый), яблочный. (Спас.)

4. Домашняя утварь, обычаи стола.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появились самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Все лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила:

  • Что есть в печи – на стол мечи.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.
  • Хоть худо живем, да тот же хлеб жуем.
  • Где щи да каша, там и место наше.

Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – все это русский человек не забывал, где бы он ни находился.

Вопросы командам:

- Что за посудина такая – скопкарь? (На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши – скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головы птицы или коня.)

- Зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.)

- Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз, почему? (Ложка, повернутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)

5. И в заключении нашей игры, предлагаю командам ответить на следующие вопросы. За правильные ответы команды получают призы.

Вопросы командам:

- В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?

(зимой)

- Какой день Масленой недели назывался «широким»? (четверг)

- Как назывались бродячие актеры на Руси? (скомарохи)

- Как назывался в крестьянском доме правый от печки угол? (красный угол)

- Какие литературные произведения в древности было принято не рассказывать, а петь? (былины)

- Няня, которая ходит за ребенком, поет ему песни? (пестунья)

- Протяжная ласковая песенка для маленьких детей? (колыбельная)

- Короткие, состоящие из двух или четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию? (частушки)

- Ритмичная песенка-приговор, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка? (потешка)

- Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья? (колядки)

- Образное краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление.

(поговорки)

- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл? (пословица)

- Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (домовой)

- Злая ленная старуха – волшебница и ведьма? (баба-яга)

- Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей? (леший)

- Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще всего селился у мельницы или в омуте? (водяной)

- Какое имя было у кота Бабы-яги – главного помощника ее злодеяний? (баюн)

Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в игре. Мы надеемся, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с ее славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, все сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.

(Педагоги подводят итоги, награждают команду-победителя и приглашают всех за столы на чаепитие.)

Просмотров: 247
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родительские собрания ‒ конспекты




Другие новости по теме:

  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Михайлюта Наталья Петровна. Влияние русских народных игр на оздоравливание детей в детском саду
  • Макеева Марина Владимировна. Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин «Гордость земли русской»
  • Гиниятуллина Кадрия Равиловна. Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Презентация 'По страницам русских народных сказок'
  • Иванова Мария Валерьевна. Воспитательная ценность русских народных сказок
  • Захарова Ольга Сергеевна. Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну русских народных сказок».
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:
  • Фоменкова Анастасия Борисовна. Спортивное развлечение с использованием русских народных игр «Любимые игры дедушки Кузьмы»
  • Холодова Наталья Владимировна. Проект и мини-музей «Русский самовар и чаепитие на Руси»
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».
  • Красникова Наталия Витальевна. Отчет по самообразованию воспитателя Красниковой Н.В. «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
  • Конева Людмила Анатольевна. Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Потеряева Татьяна Александровна. Развлечение на тему: «Ярмарка русских народных игр»
  • Юнусова Инна Вячеславовна. Сценарий праздника 8 марта «Этот день особый — праздник наших мам!»
  • Корниченкова Анна Васильевна. Конспект образовательное деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей средней группы Тема: «Лисичка-сестричка – главная героиня русских народных сказок»
  • Елена Постолова. НОД с детьми подготовительной к школе группы 'Наша Родина - Россия, наш язык - русский'
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Проект - Жизнь людей на Руси
  • Данилова Ольга Анатольевна. Консультация для родителей «Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь