(логопедическая группа 5-6 лет)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ФФНР разработана воспитателями логопедической группы для детей 5-6-летнего возраста, которые не овладели в нормативные сроки звуковой стороной русского языка.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Скачать программу
Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Рабочая программа — модифицированная и разработана на основе следующих программ и методических пособий и технологий:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей старшего возраста». — М., 2010г.
- Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать» — М, 2007.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978г.
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного Учреждения.
При разработке Программы учитывались следующие нормативно — правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13. 08. 2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования".
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26. 09. 2013 № 30038)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908)
- 1.1. Цели и задачи Программы
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В Учреждении функционирует одна логопедическая группа для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении, сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.
Коррекционные задачи:
- подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы (фонетическую базу речи) к правильному восприятию и воспроизведению звуков родного языка;
- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата (общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба;
- логопедический массаж расслабляющий, активизирующий, лицевой мускулатуры, точечный);
- развитие артикуляционного аппарата;
- сформировать физиологическое дыхание с помощью специальных упражнений;
- поставить и автоматизировать звуки речи в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи;
- обучать навыкам фонематического восприятия, анализа, синтеза, представления;
- способствовать овладению динамической стороной речи (темпом, ритмом, интонацией);
совершенствование грамматического строя речи;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать связную речь.
Развивающие задачи:
- развивать психические функции (слуховое внимание и память при восприятии неречевых и речевых звуков, зрительного внимания и памяти, мышление в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов, воображение);
- развивать координацию движений общей моторики и мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные задачи:
- формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в сопереживании, деликатности;
- формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению.
1. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Суть дополнений к ООПДО Учреждения сводится к следующему:
- уточняется произношение всех звуков речи
- параллельно с анализом обратного слога дается анализ прямого слога
- буква изучается параллельно с изучаемым звуком
- после изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования, а также по коррекции недостатков в формировании лексико-грамматического строя речи
- в пособие включены упражнения по развитию просодической стороны речи, так как в группе с ФФН большинство детей со стертой формой дизартрии
- последовательно введено знакомство с понятиями «речь», «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение»
- предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов.
Дидактические принципы:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип интеграции взаимодействия специалистов, системности и взаимосвязи учебного материала.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип комплексности воздействия на ребенка.
- Принцип воздействия на все стороны речи.
- Принцип опоры на сохранные звенья.
- Принцип учета закономерностей онтогенеза.
- Принцип учета ведущей деятельности.
- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
Специфические принципы:
- Принцип развития. Предполагает в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а так же видов деятельности ребенка в онтогенезе.
- Принцип системности. Опирается на представлении о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
- Принцип комплексности. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер.
- Принцип связи речи с другими психическими сторонами развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи.
- Принцип деятельностного подхода. Исследование детей с нарушениями речи, а так же организация логопедической работы с ними осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка.
Отбор и структурирование программного содержания основаны на изучении речевой деятельности детей 5- 6 лет с ФФНР, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами. Специфика речевого нарушения у детей с ФФНР состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. Поэтому коррекционно — педагогический процесс в группе для детей с ФФНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.
1. 2. Планируемые результаты
1. 2.1. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста и главные целевые ориентиры.
Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшие развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым или сверстником в игре, конфликтность в игровой деятельности.
Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и во времени, активность продуктивной деятельности.
Особенности психического развития: внимание становится более устойчивым и произвольным; улучшается устойчивость памяти; формируется правильное произношение всех звуков; развивается функция планирования и прогнозирования.
Новообразования возраста: формируется саморегуляция поведения; развивается творчество; активизируются исследовательский навыки; книга воспринимается как источник знания; происходит развитие эмпатии.
Главные целевые ориентиры в данном возрасте:
Создание условий, формирующих самостоятельность (опорные схемы, модели, пооперационные карты); способствующих проявлению творческой и познавательной активности.
Развитие инициативности, мыслительной деятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
Воспитание важнейших социально-эмоциональных компетенций ребенка – устойчиво хорошее настроение, уверенность в себе.
Развитие умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремление к исследованию, интерес к новым ситуациям.
1. 2.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции; трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей отмечаются отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
1. 2.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в коррекционной группе для детей 5 -6 лет с нарушением речи в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
Планируемые результаты логопедической работы.
Дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ФГОС ДО и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях. К таким формам, методам, способам относятся образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
|