М.В. Кузеванова. Статья Тема: «Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией»

Статья Тема: «Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией»Подготовила учитель-логопед  Кузеванова М.В. МБДОУ комбинированного вида детский сад №43  город Апатиты Мурманской области
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. 
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.  
Немало важным направлением  логопедической работы при коррекции звукопроизношения является непосредственно вызывание конкретного звука, его автоматизация и дифференциация. 
В постановке звуков используется принцип индивидуального подхода. 
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Уточнять гласные звуки, желательно в такой последовательности:  (Э,А,И,Ы,О,У). Добиваться нужно четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно- взрывные звуки. Затем уточняют щелевые звуки. И в конце работаем над  переднеязычными звуками. 
Гласные Э, А,И,Ы,О,У
Согласные:
Сонорные М,Н,Й,Л,Р
Смычно- взрывные П,Б,Т,Д,К, Г-К
Щелевые Ф, В
Переднеязычные С, З.Ш-Ж,Х.Щ,Ч.Ц
Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
Прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
Возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
Опорой на тактильно-вибрационный контроль.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
1 ЭТАП РАБОТЫ – ПОСТАНОВКА ЗВУКА
Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Они ничем не отличаются от постановки звуков, например при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Наиболее распространенным является метод так называемой фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для произнесения того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка, пластмассовые палочки различных видов и целый ряд других приспособлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений артикуляционных органов. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без неё.  Сроки работы над каждым звуком значительно больше, чем те, которые обычны в работе с дислаликами:
1. не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;
2. необходимо работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;
3. последовательность работы над звуками диктуется постепенно усложнением артикуляционных установок.
2 ЭТАП РАБОТЫ – АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА
Автоматизация поставленных звуков проводится также как и во всей логопедической работе: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и стихах, автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах, а уже в конце в разговорной речи.
Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным А, поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируется звук с гласным Ы. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с А и У. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным Э обычно не используется, т.к они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т.п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных. 
Схема автоматизации звука в слоге: 
СГ (согласный – гласный - «прямой слог, открытый»);
ГС (гласный- согласный – «обратный слог, закрытый»);
ГСГ (гласный - согласный-гласный – «интервокальная позиция»);
ССГ;
ГСС.
В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е.Хватцева. При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком:
1) Шипяшие -  перед О,У (губы выпячены); «пушок, шепот», «шуба, шум, журка»и т.д.
2) Свистящие – перед И,Ы (губы растянуты в стороны и сближены); «Сима, сито, зимы, сыт, сыр» и т.д.
3) Звук Л – в сочетании с А и Ы.(«лапа, лыко, палата, салат») и т.д.
4) Звук Р – после  Т и Д. («травка, тропка, дровни, друг, дружба») и т.д.
5) С, З,Ш – в открытом слоге;
6) Взрывные Ц,Ч,Щ,К – в закрытом слоге.
В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
Сначала звук автоматизируется в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками.
Закрепление звука в предложениях, чистоговорках, стихах, тексте проводится в той же последовательности.
Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б.Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению. Упражнения должны проводится длительно и систематически, он легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много умения и такта, чтобы заставить ребенка их производить, а кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Одной из таких форм являются подвижные и настольные игры.
3 ЭТАП РАБОТЫ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.
Дифференциация – это различение звуков на слух.
Изначально проводим обследование ребенка на наличие дифференцировок. Могут не дифференцироваться следующие пары звуков: С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, Л-Р и т.д.
Дифференциация проводится в той же последовательности, что и при автоматизации: слоги, слова, фразы. 
В конце хотелось бы добавить, что основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков. Используются игровые приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и в дальнейшем коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. 
При дизартрии требуется ранняя, длительная и  систематическая  логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога и родителей.

Просмотров: 378
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Елена Николаевна Левьяш. Конспект подгрупповой НОД с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)
  • Ткаличева Галина Владимировна. Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах и предложениях».
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях»
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Макарова Наталья Викторовна. Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Скороход Ирина Александровна. Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Тема: «В гости к сказке».
  • Магомедова Г. Р.. Конспект индивидуального занятия для детей 5-6 лет по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] в словах и фразах «Путешествие Сони и Шпули»
  • Иртыгаева Камила Сагыновна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях».
  • Вазиева Эльвира Инсафовна. Конспект индивидуальной логопедической НОД в старшей группе для дошкольников с общим недоразвитием речи по автоматизации звука 'ш' в слогах, словах.
  • Мозолевская Янина Люциановна. Индивидуальное занятие (старший возраст) Тема. Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Бережная Ольга Васильевна. Название работы: Подгрупповое занятие для старших дошкольников с ОНР на тему «Зима. Дифференциация звуков [д] — [дь’]».
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Анна Жуйкова. Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Сосина Елена Владимировна. Сценарий подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в слогах, словах и предложениях для детей подготовительной группы «Поможем жителям сказочного королевства»
  • Аль-Араби Мария Леонидовна. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах.
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Гурлова Юлия Сергеевна. Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и [З]-[Ж]» с элементами логопедической ритмики.
  • Аль-Араби Мария Леонидовна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах.
  • Каримова Дэсина Рашидовна. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на сказочное болото».
  • Белоусова Залия Рамилевна. «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ С НИМИ».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь