Компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, они быстро проникают в офисы, в школы, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
Информационные технологии помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Главное преимущество компьютерных технологий – это их интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие»). Компьютерные технологии соединяют в себе аудиовизуальные, информационные, технические возможности, неся тем самым большой дидактический потенциал. Благодаря им на логопедических занятиях осуществляется образовательная, коррекционная, развивающая, воспитательная, коммуникативная и релаксационная функции.
Процесс разработки и использования интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми трудоемкий, и включает в себя ряд последовательных этапов: организационно-поисковый, содержательный, программно-технический, контрольно-реализующий. Для начала необходимо рассмотреть психолого-педагогические аспекты применения компьютерных программ в коррекционной работе, изучить научно-методический опыт создания компьютерных педагогических средств обучения, составить сценарий игр, определить структуру игры, описать сюжет, подобрать речевой и иллюстративный материал, компьютерное программирование, разработать методические рекомендации по организации логопедической работы с использованием информационных технологий.
На развитие фонематического слуха используется игра «Сны Винни-Пуха». На экране изображен спящий Винни-Пух, Ребенку предлагается прослушать название картинки и определить, где он слышит звук [ш]. При правильном выборе картинки на заданный звук в нижней части монитора появляется бочка с медом. При «ошибочном» ответе картинка мигает.
Применение интерактивных компьютерных игр помогает решить следующие задачи:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
- это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей;
- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Развивающие программы включают в себя следующие разделы:
- Неречевые звуки
- Звукоподражание
- Речевые звуки
- Развитие связной речи
Рекомендуется учитывать произносительные возможности детей, структуру и характер речевого нарушения, личностные и психические особенности ребенка.
Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
|