Стуенко Татьяна Геннадьевна. Проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»

Проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»

учителя-логопеда Стуенко Т.Г. г.Ртищево Саратовская область

ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для работы с родителями, педагогами, для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

 

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г. К. Селевко).

АКТУАЛЬНОСТЬ:

У большинства современных детей, посещающих логопедические пункты, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Цели проекта:

  • повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов
  • создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;
  • внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

Задачи:

  • расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов
  • повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала)
  • повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная)
  • активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук
  • формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития
  • подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
  • внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

Расширенные возможности при использовании ИКТ

  • создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности
  • реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения)
  • возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности)
  • совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни)

Участники проекта: дети-логопаты, педагоги, родители.

Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.

Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная

Сроки проведения проекта: сентябрь-июнь 2017-2018 уч. год

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый, информационно-познавательный

Новизна проекта: использование современных образовательных информационно- коммуникативных технологий для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса

Планируемый результат: повышение заинтересованности участия ребенка в коррекционно-образовательном процессе, расширение кругозора ребенка;

повышение владения техническими навыками обращения с компьютером; воспитание личности, адаптированной к жизни в современном обществе.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по теме) 1сентября -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала по теме проекта.
  2. Диагностика речевого и психического развития детей. Анализ результатов диагностики
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
  4. Составление плана реализации проекта логопедом
  5. Основной этап — коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию с детьми.

Формы использования ИКТ учителем-логопедом в работе с детьми::

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

  • электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.)
  • DVD, CD диски и аудиокассеты ( «Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.)
  • специальные компьютерные игры ( «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

  • игры, презентации на сайтах МЕРСИБО (http: //mersibo. ru), сайт http: //romaschki. jimdo. com/, www. logozavr. ru, viki. rdf. ru, ( «Доктор Айболит»).

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft Power Point.

Проведение работы с родителями

Фронтальная работа – родительские собрания с использованием презентаций

Индивидуальная работа — подготовка памяток по речевому и психическому развитию ребенка для каждого родителя. Предоставление печатных индивидуальных заданий по речевому развитию для закрепления дома с ребенком.

Информационно-консультативная – предоставление письменных консультаций в «Уголок логопеда» по всем группам ДОУ и индивидуальное консультирование

Работа с педагогами и родителями

  1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения и личном сайте логопеда и в социальных сетях.
  2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.
  • размещение на сайтах необходимых информационных материалов
  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями
  • самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения
  • консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

Формы использования ИКТ в своей работе учителем-логопедом

1. Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
  • создание своего электронного адреса, интернет-сайта.
Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми, педагогами и родителями УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОУ
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Кучерова Инесса Геннадьевна. Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя логопеда
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Кречетова Наталия Михайловна Фрезе Надежда Владимировна. Создание агитбригады как эффективная форма работы с детьми по реализации программы «Разговор о правильном питании»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Эффективные формы работы с родителями
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Халиулина Румия Абдулахатовна. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
  • Шамова Александра. Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Представление опыта работы по использованию современных информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Пастушкова Наталья Григорьевна. Авторский конспект образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по познавательному развитию (ФЭМП) для детей II младшей группы Тема: «Антошкин огород»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Агапова Анжелика Васильевна. Перспективный план работы с педагогами, родителями и детьми в коррекционной группе с ЗПР на 2014 -2015г
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Бычкова Елена. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь