учителя-логопеда Стуенко Т.Г. г.Ртищево Саратовская область
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для работы с родителями, педагогами, для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г. К. Селевко).
АКТУАЛЬНОСТЬ:
У большинства современных детей, посещающих логопедические пункты, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Цели проекта:
- повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов
- создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;
- внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда
Задачи:
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала)
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная)
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
- внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда
Расширенные возможности при использовании ИКТ
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения)
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности)
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни)
Участники проекта: дети-логопаты, педагоги, родители.
Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.
Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная
Сроки проведения проекта: сентябрь-июнь 2017-2018 уч. год
Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый, информационно-познавательный
Новизна проекта: использование современных образовательных информационно- коммуникативных технологий для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса
Планируемый результат: повышение заинтересованности участия ребенка в коррекционно-образовательном процессе, расширение кругозора ребенка;
повышение владения техническими навыками обращения с компьютером; воспитание личности, адаптированной к жизни в современном обществе.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по теме) 1сентября -30сентября
- Подготовка теоретического и практического материала по теме проекта.
- Диагностика речевого и психического развития детей. Анализ результатов диагностики
- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
- Составление плана реализации проекта логопедом
- Основной этап — коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию с детьми.
Формы использования ИКТ учителем-логопедом в работе с детьми::
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.)
- DVD, CD диски и аудиокассеты ( «Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.)
- специальные компьютерные игры ( «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презентации на сайтах МЕРСИБО (http: //mersibo. ru), сайт http: //romaschki. jimdo. com/, www. logozavr. ru, viki. rdf. ru, ( «Доктор Айболит»).
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft Power Point.
Проведение работы с родителями
Фронтальная работа – родительские собрания с использованием презентаций
Индивидуальная работа — подготовка памяток по речевому и психическому развитию ребенка для каждого родителя. Предоставление печатных индивидуальных заданий по речевому развитию для закрепления дома с ребенком.
Информационно-консультативная – предоставление письменных консультаций в «Уголок логопеда» по всем группам ДОУ и индивидуальное консультирование
Работа с педагогами и родителями
- Электронные консультации на интернет – сайте учреждения и личном сайте логопеда и в социальных сетях.
- Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.
- размещение на сайтах необходимых информационных материалов
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями
- самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения
- консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
Формы использования ИКТ в своей работе учителем-логопедом
1. Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание своего электронного адреса, интернет-сайта.
|