Авторы:
Суркова Татьяна Александровна Сенченко Ирина Викторовна Загорулько Вера Анатольевна
Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационных технологий (далее — ИТ) в образовательном процессе является очень актуальным. Использование информационных технологий формирует у ребенка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.
Информатизация общества ставит перед педагогами задачу, идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Проведенные в данном направлении исследования показывают, что одной из серьезных проблем является отсутствие четкой методики использования информационных технологий в образовательном процессе, не сформулированы единые программно-методическое требования к организации педагогического процесса, его места в системе дошкольного образования.
Теоретическое обоснование необходимости использования компьютерных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» показала, что использование компьютерной технологии в занятиях с дошкольниками приводит к активному овладению способами умственной деятельности. Светлана Леонидовна утверждала: «Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка». Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.
Данные экспериментальных исследований утверждают, что в условиях применения компьютера в познавательной деятельности можно получить более высокие показатели интеллектуального развития и творческого потенциала, чем в традиционных условиях (Белавина И.С.; Зворыгина Е.В.). Таким образом, в результате многих исследований, была доказана эффективность применения компьютерных технологий в комплексе всей системы дошкольного образования. Именно поэтому в своей педагогической деятельности мы активно используем информационные технологии.
Основные принципы использования ИТ в ДОУ.
- Использование информационных технологий в работе с детьми осуществляем в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.
- Компьютерные занятия направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствуют сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.
- Современные информационные технологии вписываем в единое образовательное пространство ДОУ так, чтобы они не представляли собой отдельно взятые компьютерные занятия.
- При составлении индивидуальной программы и плана занятий учитываем ведущие дидактические принципы дошкольной педагогики, опираемся на имеющиеся у ребенка знания, полученные в процессе выполнения основной образовательной программы, с целью их творческого и продуктивного развития с использованием современных ИТ.
- Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности.
- Занятия с использованием ИТ содержат в себе не только непосредственную работу ребенка с информационным средством (компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная, проективная и иная детская деятельность, направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.
- Методика проведения занятия с использованием ИТ включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.
- Большая роль в организации педагогического процесса с использованием ИТ отводится выбору предметно-развивающей среды. Для оптимального раскрытия широких возможностей информационных технологий в развитии детей используем их вместе с неотъемлемыми атрибутами детства – играми и игрушками.
|