Учитель – логопед И. В. Самсонова МБДОУ № 1 Г. Энгельс 2018г.
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевой дефект, приводящий к нарушению всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, словаря, грамматического строя.
Скачать конспект
Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, памяти, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности. Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
Фронтальные занятия характеризуются тем, что они проводятся одновременно со всеми детьми группы. При этом дети на фронтальных занятиях выполняют задания, одинаковые для всех. Групповые занятия играют ведущую роль в коррекционно-воспитательной и образовательной работе на всех этапах обучения детей. На фронтальных занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой дети овладевают разнообразными умениями и навыками, им сообщаются новые и уточняются имеющиеся у них знания, проводится систематическая коррекционная работа. На групповые занятия выносится материал, который доступен всем детям, поэтому фронтальные занятия организуются с детьми с приблизительно одинаковым уровнем развития. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фоне-тических условиях. Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Второй этап — дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию внимания к звукам речи, морфологическим элементам слов.
Подгрупповые занятия проводятся с небольшой подгруппой детей (4-6 человек), примерно одного возраста. При этом дети имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении. Во время подгрупповых занятий логопед проводит различные игры и упражнения, направленные на постановку отсутствующих звуков. Состав таких групп в течение учебного года может меняться (динамика изменения состава логопедических подгрупп зависит от достижения детьми успешных результатов). Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Основные требования к групповым и подгрупповым занятиям
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.
Логопеду следует четко:
- определить тему и цель занятий;
- выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, необходимый для усвоения в активной речи;
- отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа;
- обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
- при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития ребенка, его потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;
- включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Логопедические групповые занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика их обусловливает:
- подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками;
- исключение смешиваемых звуков;
- упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза;
- включение заданий по развитию слухоречевой памяти;
- четкую и краткую инструкцию к каждому этапу занятия;
- исключение траты времени на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику, так как на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков;
- постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков
- отработку имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением их правильного фонетического оформления.
Для большей эффективности коррекционной работы рекомендуется:
- свободное размещение детей во время занятий, им должно быть удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, логопеда для полноты восприятия чужой речи;
- тщательный подбор вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям;
- подбор наиболее интересных фрагментов работы на период нарастания усталости у детей;
- акцент на сознательную работу детей над ошибками и форму коллективного разбора;
- уменьшение пространных объяснений и примеров, которые порой «заглушают» речевую активность детей;
- соблюдение правильной дифференцированной оценки деятельности каждого ребенка;
- проведение групповых занятий в утренние часы, продолжительностью 30—35 мин (их количество зависит от периода обучения).
Одним из главных направлений коррекционно-развивающего обучения является – индивидуально-коррекционная работа с детьми, которая составляет существенную часть работы учителя-логопеда и проводится в течение каждого рабочего дня. Требования к организации индивидуальной работы заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в коррекционных программах для детей с нарушениями речи, указывается на необходимость индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.
Основная цель индивидуальных занятий – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых, групповых занятиях и в свободной деятельности.
Содержание основной части занятия будет определяться индивидуальными особенностями ребёнка, коррекционными задачами каждого этапа обучения и может содержать задания по следующим коррекционно-развивающим направлениям:
- постановка нарушенного звука и/или группы звуков
- автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
- расширение и активизация словаря;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти;
- закрепление навыков согласования слов в предложении;
- развитие зрительного восприятия;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов;
Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас.
Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения Вашего ребенка. Индивидуальные занятия не являются продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и Вашим малышом. Кроме того, нужно сказать и о том, что между логопедом и родителями также должна быть определенная связь. Ведь вашей совместной целью является коррекция определенного нарушения и достижение успешного результата. Поэтому советуем заботливым родителям не игнорировать, а выполнять логопедические задания, которые ребенку дают домой на выходные. Как правило, они направлены на закрепление того материала, который ребенок осваивал в течение прошедшей недели. Выполнять их совсем несложно, а для родителей это отличная возможность провести еще больше времени с малышом и порадоваться его достижениям. Задания могут быть самыми разнообразными: лексико-грамматические упражнения, артикуляционная гимнастика, задания на развитие фонематического восприятия, упражнения на автоматизацию звуков. Упражнения, направленные на правильное произношение звуков проводятся не менее 3-5 раз в день, обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать. Логопедические задания можно выполнять в игровой форме, на прогулке и в свободной деятельности детей
|