Автор:
Умецкая Екатерина Владимировна ГБОУ Школа №709, учитель — логопед высшей квалификационной категории, Россия, г.Москва,
Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме ранней профилактике и диагностике задержки речевого развития. Выделяются и описываются характерные особенности работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.
Annotation: this article refers to practical aspects of early diagnostics and prevention of delayed speech development with special attention to methods of prevention and correction of speech impairments.
Ключевые слова: профилактика речевых нарушений; диагностика и коррекция речевых нарушений.
Key words: prevention, diagnostics, prevention of delayed speech (or language) development
Специалисты, работающие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, обращают внимание на проблему роста количества нарушений, связанных с патологией речи. При поступлении малышей в дошкольное учреждение, педагоги выявляют низкий уровень развития речи, вплоть до ее отсутствия.
Хотелось бы отметить, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, интеллекта, моторики (в значительной степени тонкой), и любая задержка речи может негативно повлиять на нервно-психическое развитие ребенка и его способность к полноценному овладению дошкольной, а впоследствии и школьной программой.
Отсюда возникают серьезные противоречия между требованиями и возможностями речевого развития предъявляемых к ребенку: с одной стороны, на момент поступления в школу речь ребенка должна быть полноценным средством общения и культуры, а с другой стороны, дети, имеющие речевые расстройства в полной мере не могут овладеть языковой нормой.
Причины речевых расстройств многообразны и традиционно делятся на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). От того насколько правильно установлена этиология расстройства, в дальнейшем будет зависеть эффективность коррекционного воздействия.
Система работы по развитию речи должна быть комплексной, строиться на основе многоуровнего подхода и начинаться с профилактики речевых нарушений. На данном этапе важной задачей является стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.
В этой работе очень важным элементом является взаимодействие специалистов дошкольного учреждения с семьёй воспитанников.
Обычно, к 2-3 годам родители сравнивают речь своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. Конечно, их начинает беспокоить тот факт, что малыш отстает в речевом развитии и они пытаются найти пути выходы из этой ситуации. Если ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, мамы в первую очередь обращаются к логопеду детского сада. И здесь могут получить квалифицированную консультацию по профилактике речевых нарушений.
Традиционно работу по профилактике речевых расстройств принято планировать по следующим направлениям:
- развитие речевого дыхания
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие артикуляционной моторики
- развитие понимания речи
- развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Следующий этап комплексной работы — диагностический, который также имеет несколько ступеней (блоков):
Работа на этом этапе начинается со сбора анамнестических данных, изучая медицинскую документацию, беседуя с родителями, выявляя индивидуальные особенности развития ребенка, анализируя данные о семье, специалист должен установить факторы, определившие тот или иной путь речевого и нервно-психического развития.
Далее следует непосредственно процесс обследования ребенка, в который входит не только изучение речи ребенка, но и состояние неречевых психических функций (зрительного и слухового восприятия, восприятие пространственных представлений, исследование мышления). Также необходимо отметить состояние мелкой и общей моторики, сформированность навыков самообслуживания, навыков общения, наличие зрительного контакта, особенности темпа работы и отвлекаемость.
Процедура изучения уровня речевого развития ребенка включает в себя обязательные исследования состояния артикуляционного аппарата, сформированность фонематических процессов, отмечаются нарушения звукопроизношения, состояние лексико-грамматического строя речи.
В заключение необходимо дать интерпретацию полученных данных, провести общий анализ структуры речи. На основе этого заполнить речевую карту и составить коррекционно-развивающий маршрут ребенка.
Коррекционный этап направлен на своевременное преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии. Непосредственно методика коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется индивидуально с учетом выявленных нарушений и возраста ребенка. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи у детей. Кроме того, логопедическая помощь носит дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
На всех этапах сопровождения ребенка с речевой патологией, необходима комплексность воздействия всех специалистов дошкольного учреждения: логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя.
Полноценная комплексная система профилактической и коррекционной работы — это важная задача воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которую очень сложно решить без включения родителей ребенка в этот процесс. Они должны занимать активную позицию и расцениваться, как полноправные партнеры.
Список использованных источников:
- Бадалян Л.О. Невропатология. — Москва, «Академия», 2000. — 382 с.
- Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. 3-е издание. – Москва, «Владос», 1999. – 678 с.
|