Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребенка. Так как речь формирует личность ребенка и формируется по подражанию, т.е. в процессе общения окружающими его взрослыми и не правильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения речевого дефекта. Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников тесно связана с предупреждением нервно- психических отклонений в состоянии здоровья.
В настоящее время сложилась ситуация, в которой мы видим, что количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии, значительно выросло. Среди них большая часть — это дети дошкольного возраста, страдающие общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности лексической, грамматической и фонетической сторон речи. У дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, часто отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение объема памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в двигательной сфере, недостаточным развитием моторики пальцев рук и т.д.
В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями на сегодняшний день, актуален поиск новых форм, методов и приемов коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого, психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко, М.И. Чистякова, М.А. Поваляева, и др.
Специфика нетрадиционных методов направлена на: развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.
Для вырабатывания чётких и согласованных движений органов артикуляции помогают не только проведение артикуляционных упражнений в традиционном виде, но и разнообразные упражнения с применением ложек, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети помогают ложками поднимать свой язык к верхнему небу, делая при этом массаж языка и губ, при помощи поколачивания, похлопывания и поглаживания ложкой.
Следующий метод, применяемый в логопедической практике — упражнения с водой, которые способствуют усилению кинестезий, т.к. вода активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя при этом иннервацию.
Активно используемый нетрадиционный метод в коррекционной работе — логопедический массаж и обучение самомассажу, который способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Возможно применение различных видов логомассажа, комбинирования и дополнения отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, силиконовых напалечников, чупа-чупсов, зубных щёток, леденцов, прорезывателей для зубов, и т.д. Так же для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют криотерапию — поочерёдное прикладываниегорячего и холодного на короткое время к мышцам губ, щёк, языка.
К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относятся песочная терапия, т.к. игра с песком — это естественная и доступная форма деятельности для ребенка, где он может выразить свои переживания, страхи; Су – Джок терапия; парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха; «куклотерапия» — применяется при нарушении поведения ребенка, страхах, с любимым образом героя из сказки, мультфильма или любимой игрушкой разыгрываются с детьми истории, связанные с травмирующей ситуацией, где сюжет заканчивается бурными эмоциональными реакциями, снятием напряжения.
Сказкотерапия, еще один из нетрадиционных методов, которая позволяет расширять кругозор и формировать представления об окружающем мире. Через сказку у дошкольника развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. На логопедических занятиях так же можно использовать приёмы музыкотерапии, например, прослушивание музыкальных произведений во время штриховки или рисования; выполнение ритмических движений под музыку; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение и т.д.
Таким образом, используя нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников в коррекционной деятельности, мы сможем достичь высоких результатов, так как важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать и способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха.
Литература
1. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Изд-во ГНОМ, 2018. – 32 с.
|