Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников

Развитие речи у младших дошкольников

Речь маленького ребенка начинает развиваться с первых дней жизни. Чтобы она формировалась гармонично, родителям необходимо прилагать усилия для этого процесса. Если мама и папа принимают активное участие в речевом развитии малыша, в скором времени они добьются хороших результатов и увидят перед собой интересного собеседника.

Особенности развития речи дошкольников

Благоприятно на этот процесс влияет постоянный контакт с родителями и воспитателями. Также успешное развитие речи ребенка зависит от нескольких условий:

  • строение речевого аппарата (нормальный или с дефектами);
  • мелкая моторика рук;
  • участие родителей в общении с ребенком.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому развивать речь следует при помощи этого метода. Он благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук, психических процессов малыша (памяти, внимания, мышления, речи, воображения) и его общее восприятие мира.

 

Сначала ребенок называет предметы, подражает звукам, повторяет за взрослым и только потом начинает составлять из слов легкие словосочетания, строить простые, а затем и сложные предложения. Поэтому необходимо приобретать своему чаду достаточное количество полезных игрушек и материала для творчества (краски, альбом, пластилин). Это не значит, что вам нужно превратить свой дом в игрушечный магазин, но и вовсе лишать малыша кубиков и пирамидок не стоит.

Речь деток 3 лет развивается очень быстро. Их словарный запас увеличивается ежедневно: с каждым месяцем появляется до 100 новых слов. К 4 годам малыш оперирует примерно 2000 словами. Это средний показатель. Ребята этого возраста четко выговаривают слова и правильно составляют из них предложения. К сожалению, не у всех дошкольников так стремительно развивается речь. Отдельные дети проглатывают некоторые звуки, меняют их местами в слогах, сокращают слова. Чтобы речь малыша развивалась гармонично, необходимо создать правильную среду как в дошкольном учреждении, так и дома.

Приемы, методы и способы улучшения речевой активности малыша

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то – позже. Если уже пришла пора вашему чаду говорить слова и фразы, а он этого не делает, необходимо применить нижеперечисленные методы и приемы активизации речи:

  1. «Разговариваю сам с собой». Даже если вы заняты приготовлением обеда или другими домашними хлопотами, общайтесь с малышом. Говорите ему, что вы делаете, характеризуйте при помощи слов каждый свой шаг поэтапно. Ваша речь должна быть медленной, спокойной, с употреблением простых предложений.
  2. «Параллельный разговор». Описывайте все, что находится вокруг малыша: игрушки, книжки, картинки, эмоции и чувства, которые испытываете при прикосновении к горячим и холодным предметам.
  3. «Что тебе подать». Родители специально делают вид, что не понимают малыша и подносят не ту игрушку, а затем просят его уточнить, что ему дать: машинку, пирамидку или книжку.
  4. «Дополняйте». Ребенок может произнести всего одно слово «тортик», а маме необходимо повторить его и расширить. Например, «торт вкусный, сладкий», «торт называется Наполеон или Медовик», «ешь торт с чаем». Такие действия благоприятно влияют на развитие связной речи.
  5. «Имитация». Малышу необходимо представить себя каким-либо предметом и описать действия, которые он совершает, что видит вокруг. Например, самолетом или паровозиком.
  6. «Сюжетно-ролевые игры». Мама и папа должны научить ребенка выполнять определенные сюжетно-ролевые действия. Ребенок может представить себя зайчиком или волком и произнести соответствующие фразы из сказки, при этом слова подкрепляя движениями. Такие игры благоприятно влияют на формирование коммуникативных навыков, развитие мышления и уверенности в собственных силах.
  7. «Проговаривание». Потешки, поговорки, пословицы очень нравится малышам. Дошкольники прислушиваются к ритму, к словам, постепенно начиная понимать сказанное.

Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития речевых навыков. Разговаривайте с ребенком во время игры и прогулки, характеризуйте словами все, что видите. Сочетайте движения и познания окружающей среды. В результате у вашего ребенка будет грамотная, эмоционально окрашенная речь.

Список используемой литературы.

  • Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001
  • Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
  • Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Питер, 2009
Просмотров: 375
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Ирина Синкевич. Игры, стимулирующие развитие речи малыша
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Татьяна Александровна Тодоренко. Родителям о развитии речи малыша.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Кузяшина Светлана Петровна. Развитие мелкой моторики малыша (идеи для игр с фрутокрышками)
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Людмила Кузнецова. Как научить малыша петь?
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Черниенко Юлия Николаевна. «Для чего необходимо дополнительное образование дошкольников в ДОУ»
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Мовчан Анна Игоревна. Правильно составленное меню — залог здоровья малыша
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Детский сад и семья для здоровья малыша
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь