Речь маленького ребенка начинает развиваться с первых дней жизни. Чтобы она формировалась гармонично, родителям необходимо прилагать усилия для этого процесса. Если мама и папа принимают активное участие в речевом развитии малыша, в скором времени они добьются хороших результатов и увидят перед собой интересного собеседника.
Особенности развития речи дошкольников
Благоприятно на этот процесс влияет постоянный контакт с родителями и воспитателями. Также успешное развитие речи ребенка зависит от нескольких условий:
- строение речевого аппарата (нормальный или с дефектами);
- мелкая моторика рук;
- участие родителей в общении с ребенком.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому развивать речь следует при помощи этого метода. Он благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук, психических процессов малыша (памяти, внимания, мышления, речи, воображения) и его общее восприятие мира.
Сначала ребенок называет предметы, подражает звукам, повторяет за взрослым и только потом начинает составлять из слов легкие словосочетания, строить простые, а затем и сложные предложения. Поэтому необходимо приобретать своему чаду достаточное количество полезных игрушек и материала для творчества (краски, альбом, пластилин). Это не значит, что вам нужно превратить свой дом в игрушечный магазин, но и вовсе лишать малыша кубиков и пирамидок не стоит.
Речь деток 3 лет развивается очень быстро. Их словарный запас увеличивается ежедневно: с каждым месяцем появляется до 100 новых слов. К 4 годам малыш оперирует примерно 2000 словами. Это средний показатель. Ребята этого возраста четко выговаривают слова и правильно составляют из них предложения. К сожалению, не у всех дошкольников так стремительно развивается речь. Отдельные дети проглатывают некоторые звуки, меняют их местами в слогах, сокращают слова. Чтобы речь малыша развивалась гармонично, необходимо создать правильную среду как в дошкольном учреждении, так и дома.
Приемы, методы и способы улучшения речевой активности малыша
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то – позже. Если уже пришла пора вашему чаду говорить слова и фразы, а он этого не делает, необходимо применить нижеперечисленные методы и приемы активизации речи:
- «Разговариваю сам с собой». Даже если вы заняты приготовлением обеда или другими домашними хлопотами, общайтесь с малышом. Говорите ему, что вы делаете, характеризуйте при помощи слов каждый свой шаг поэтапно. Ваша речь должна быть медленной, спокойной, с употреблением простых предложений.
- «Параллельный разговор». Описывайте все, что находится вокруг малыша: игрушки, книжки, картинки, эмоции и чувства, которые испытываете при прикосновении к горячим и холодным предметам.
- «Что тебе подать». Родители специально делают вид, что не понимают малыша и подносят не ту игрушку, а затем просят его уточнить, что ему дать: машинку, пирамидку или книжку.
- «Дополняйте». Ребенок может произнести всего одно слово «тортик», а маме необходимо повторить его и расширить. Например, «торт вкусный, сладкий», «торт называется Наполеон или Медовик», «ешь торт с чаем». Такие действия благоприятно влияют на развитие связной речи.
- «Имитация». Малышу необходимо представить себя каким-либо предметом и описать действия, которые он совершает, что видит вокруг. Например, самолетом или паровозиком.
- «Сюжетно-ролевые игры». Мама и папа должны научить ребенка выполнять определенные сюжетно-ролевые действия. Ребенок может представить себя зайчиком или волком и произнести соответствующие фразы из сказки, при этом слова подкрепляя движениями. Такие игры благоприятно влияют на формирование коммуникативных навыков, развитие мышления и уверенности в собственных силах.
- «Проговаривание». Потешки, поговорки, пословицы очень нравится малышам. Дошкольники прислушиваются к ритму, к словам, постепенно начиная понимать сказанное.
Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития речевых навыков. Разговаривайте с ребенком во время игры и прогулки, характеризуйте словами все, что видите. Сочетайте движения и познания окружающей среды. В результате у вашего ребенка будет грамотная, эмоционально окрашенная речь.
Список используемой литературы.
- Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Питер, 2009
|