Дошкольное детство – это самый важный и большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Сложное многоуровневое строение речевой деятельности обуславливает разнообразие ее нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.
Нарушение процесса формирования речи у детей первых лет жизни является актуальной проблемой, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
На основе Пирамиды Вильямса и Шелебергера рассмотрим развития ребенка.
Данная пирамида наглядно показывает, что необходимо развивать ребенку, чтобы придти к речи.
Пирамида Вильямса и Шелебергера иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, речь, интеллект, поведение, зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента, нервной системы.
В представлении большинства родителей речь — это какая-то отдельная структура и занимается ей только логопед, который просто покажет ребенку, как правильно поставить язык и тот сразу заговорит! Но речь-это психический процесс, появляющийся позднее других процессов и находящийся не в основе пирамиды, а высоко-высоко на ней!
Развитие ребенка всегда идет снизу вверх. Поэтому важен именно фундамент, "нижние этажи" пирамиды.
Если у ребенка есть проблемы на "нижних этажах" пирамиды, то не стоит требовать от него формирования навыка, который находится на более высоких "этажах». Чтобы подняться к вершине пирамиды, необходимо уделить внимание каждому "этажу" центральной нервной системы. Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Поэтому для формирования и развития речи необходимо, чтобы у ребенка были развиты двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д. Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. И поэтому окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений ребенка. А как мы знаем, ребенок лучше всего развивается во время игры. Ведь игра это его стихия.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А Сухомлинский.
Действительно, без игры нет, и не может быть полноценного развития детей в дошкольном возрасте.
И сейчас мы с вами рассмотрим, какие игры можно использовать для развития каждого этапа центральной нервной системы ребенка.
Сенсорная система.
Сенсорная система начинается с постепенного накопления ребенком представлений о цвете, величине, о форме и других свойствах предметов. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир.
Осваиваем систему сенсорных эталонов: знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы по готовым формочкам, вырезаем фигурки по лекалу...
Сенсомоторное развитие.
Волчок, шнуровка, развивающие коробки для изучения цвета, формы, размера, пирамидка – упорядочивание предметов по величине и цвету, лабиринт, игра «Поймай рыбку, лягушку», конструктор для установления причинно-следственный связей между элементами, создавать из простых элементов более сложные (старшая и подготовительная группы).
Спортивные сенсомоторные игры: игры развивают координацию движения и внимание у детей. (ловилки из бутылки сделать ловилку, прикрепить веревочку)
Подвижные игры
Перцептивно-моторное развитие.
Перцепция – это процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание действительности. Перцептивные действия у дошкольников — это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.
Перцептивные действия
состоят
Из движений руки,
ощупывающей предмет из движений глаз,
осматривающего предмет
Игры на перцептивно-моторное развитие детей.
1. Игра «Угадай».
Ребенку дать мешочек с одной игрушкой. Ребенок ощупывает ее и пытается угадать, что это за предмет. Затем вытаскивает игрушку, рассматривает ее и отыскивает в комнате предметы, чем-то похожие (по форме, цвету и т. д.). Сходные предметы ребенок складывает себе в мешок.
2. Предложить ребенку дорисовать, закончить рисунок до какого-либо целостного образа, заштриховать.
3. Читайте стишок и используйте руки для этой игры.
Раз, два, три, четыре, пять –
Пришли белки поиграть.
( «Выпрыгивают» пять пальцев.)
Одна куда-то подевалась –
(Спрячьте руку за спину.)
Четыре белочки осталось.
( «Выпрыгивают» четыре пальца.)
А теперь скорей смотри –
(Спрячьте руку за спину.)
Их уже осталось три.
( «Выпрыгивают» три пальца.)
Ну и ну, какая жалость –
(Спрячьте руку за спину.)
4. Игра «Где звучит?».
Ребенок закрывает глаза. Мама тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Ребенок не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
5. «Коза» – выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец держит согнутые средний и безымянный пальцы. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
«Зайчик» – выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрямленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.
Познавательные способности.
Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша. Познание окружающего мира дети также осуществляют в процессе игры. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. На прогулке с ребенком исследуйте все окружающее, например, исследуя дерево познакомить с понятием дерево, определить его размер, выделить цвет ствола, листочков, описать какой ствол и листочки на ощупь, какие части есть у дерева.
|