Автор:
Воспитатель МКДОУ «д/с № 9» Еманжелинского муниципального района Челябинской области Е.В. Кожевникова
Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Целью моей работы является рассмотреть систему проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у детей.
Особое внимание при работе с детьми следует уделить воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Для реализации целей и задач работы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры у старших дошкольников посредством занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.
Реализация данной гипотезы идет через следующие направления:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях
- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса
- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)
- развитие познавательного интереса к окружающему миру
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
- Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
- Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Воспитывая в детях любовь ко всему живому, мы прежде всего стараемся пробудить интерес к растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей — экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на грядках, в остальное время на окне.
На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь.
Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы, ведение экологических дневников. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей: «Посади дерево!», «Сохраним природу чистой», «Помоги птицам», «Комнатное растение моего ребёнка», «Ёлочка зелёная иголочка», «Добрая зима». В нашем дошкольном учреждении дети вовлекаются в разные мероприятия. В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.
У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Считаю, что выбранное приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
|