ГБУ СО СРЦ «Возвращение», 3 здание г. Саратова
Деминой Елены Ивановны, воспитателя отделения социальной реабилитации
Коррекционная цель:
Уточнить представления детей о разновидностях грибов, их строении, условиях роста, о том что грибы бывают съедобные и несъедобные.
Задачи:
- Упражнять в умении различать грибы по внешнему виду.
- Познакомить детей со способами размножения грибов.
- Совершенствовать речь детей, умение с помощью воспитателя составлять небольшие описательные рассказы о грибах, подбирать однокоренные слова к слову «гриб», выразительно читать стихи, вспомнить пословицы о грибах.
- Активизировать словарь детей словами: грибница, пластинки, губчатый, споры.
- Познакомить с правильным сбором грибов, воспитывать бережное отношение к ним. (В природе нет ничего ненужного).
Форма проведения: групповая беседа, организация классическая.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: поисковые вопросы, введение «героя», оценка героя, дидактическая игра, демонстрационный иллюстративный материал (рисунки, картинки), художественное слово.
Предшествующая работа: цикл наблюдений на прогулке за грибами. Дид. игры: «Найди пару», «Назови гриб», «Съедобные — несъедобные». Заучивание стихов Е. Алексеевой «Подосиновик», «Сыроежки», «Опята», «Белый гриб». Рассматривание картинок из альбома «Грибы». Беседы на тему: «Правила сбора грибов» (Ввести и обосновать правила личной безопасности). Отгадывание и придумывание загадок о грибах. Чтение научной литературы: «Что такое, Кто такой» (детская энциклопедия), детской литературы: А. Стрижев «Сбор грибов», «По грибы», Ю. Дмитриев «Дождевик».
Оборудование: Картинки с изображением различных грибов, фланелеграф, гриб — боровик большой с нарисованными глазами и ртом. Оборудование для дид. игры, конверт с письмом, сундучок, макеты с грибами и лесом, в котором гриб произрастает, муляжи грибов.
Ход занятия:
Предлагаю детям собраться около меня и сообщаю, что к нам в центр почтальон принёс письмо и посылку. В посылке находился этот сундучок, но открыть я его не смогла. Может быть, письмо нам поможет узнать, что находится внутри?
- Показываю детям конверт, читаю: «Здравствуйте, ребята! Вы узнаете, что лежит в сундучке, если отгадаете слово по первым звукам слов на рисунках. (Дети отгадывают ребус) Давайте рассмотрим первый рисунок и назовём слово — груша. С какого звука начинается слово груша? (Со звука Г).
- Рассмотрим второй рисунок и назовём слово — рыба. С какого звука начинается слово рыба? (со звука Р) и т.д. А теперь назовём все первые звуки слов на рисунках. Какое слово получилось? (ГРИБ).
- Что же спрятано в сундучке? (Гриб)
- Ребята, посмотрите, а сундучок открылся! Показываю гриб из картона с глазами, бородой, ртом, носом.
- Гриб: «Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Как меня зовут? (Гриб — боровик) — Как ещё меня называют? (Белый гриб, царь грибов. В разных местах по- разному: глухарём, коровятником, медвежатником).
- Дети знают о тебе стихотворение:
«Белый гриб — боровик Всех грибов отличнее Богатырь — лесовик С головой коричневой»
- Гриб: «Я пришёл к вам неслучайно. Хочу узнать, что вы знаете обо мне и о моих подданных — грибах. От слова — гриб образуется много других слов. Давайте назовём похожие слова». (Гриб, грибной, грибник, грибница, грибочек, грибище, грибоед и т.д.)
- Гриб: «Нет, грибные имена Непонятны для меня Ведь не хрюкают свинушки, Не волнуются волнушки,
Не кричат «опять!» опята, Не бодаются козлята, У лисички нету шубки Как узнать, чьи это шутки?»
- Как вы думаете, кто дал названия грибам? Почему белый гриб так называется? (После сушки цвет белого гриба не меняется, а все остальные грибы темнеют).
- Какие грибы вы знаете и почему люди их так назвали? (Поганка, подосиновик, подберёзовик, дубовик, мухомор, сыроежка, рыжик и т.д. — дети объясняют происхождение этих слов).
- Гриб: «Молодцы, дети, названия грибов вы знаете! Я принёс волшебные картинки» (Выставляю экран — систему настоящее время).
- «Вот первая волшебная картинка, которая поможет вам узнать обо мне всё!» Это гриб — боровик!
- Из каких частей он состоит? (Выставляю экран подсистему настоящее время) (Шляпка, ножка, грибница, гименофор, кольцо).
- Что такое грибница? Сколько она живёт? (Гриб живёт короткое время, а нити грибницы 100 лет).
- Как нужно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу? (Грибы нужно срезать ножом).
- Где растёт гриб — боровик? (В еловых, сосновых лесах, в широколиственных и в негустых берёзовых рощах).
(Выставляю экран — надсистему настоящее время)
- Как вы думаете, все ли грибы имеют строение, как у боровика? (у дождевика нет ножки). А выглядят грибы одинаково? (Нет) Гриб — боровик принёс рисунки и фотографии своих друзей и хочет узнать, умеете ли вы различать грибы. (Выставляю картинки с изображением грибов).
- Загадываю загадку:
«Под берёзкой старичок
На нем бурый колпачок»
- Как вы узнали, что это подберёзовик?
- (Растёт под берёзой, шляпка бурого цвета). Кто вспомнит ещё загадку об этом грибе?
- Ребёнок: «Я родился в день дождливый
Под берёзкой молодой
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой».
- Найдите изображение подберёзовика и поставьте рядом с боровиком. (Реб. выполняет задание).
- Давайте составим рассказ о подберёзовике по такому плану:
«Как выглядит?; Где растёт?; Какой на вкус?» (Дети рассказывают).
-Кто загадает загадку о другом грибе?
Ребёнок: «Я в красной шапочке расту Среди корне осиновых Меня узнаешь за версту Зовусь я … (Подосиновик)».
-Дети находят подосиновик и выставляют на фланелеграф.
- Расскажите о нём так же, как о подберёзовике. (Дети составляют приблизительный рассказ: «Подосиновик бывает с красной, буровато — желтой или белой шляпкой. Ножка у него серая, тонкая. Растёт во влажных смешенных или сосновых лесах). Крупные грибы лучше не собирать, они сгнивают ещё в корзинке.
- Какую ещё загадку вы знаете?
Ребёнок: «Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных, собирай,
Не мешкай, — это … (Сыроежки)».
Ребёнок: «Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу» (Опята).
- Расскажите об опятах. (Дети рассказывают).
Физ — минутка: Слышите песенку, как она называется? (Рыжий — рыжик).
- Давайте потанцуем под весёлую музыку!
- Можно ли есть грибы, о которых мы рассказали? Как называются такие грибы? (Съедобные).
- Какие ещё бывают грибы? (Несъедобные).
- Почему их нельзя есть? Отгадайте загадку:
«А вот кто-то важный На беленькой ножке Он с красною шляпкой, На шляпке горошки». (Мухомор).
- Почему его так назвали? Значит, он не приносит пользу, кому он нужен?
(Мухоморы едят лоси, белки и сороки. Лоси проглатывают их целиком, иногда по нескольку штук. Зачем? Оказывается мухоморы для лосей — лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так!).
- Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? (Ответы детей)
- Расскажите о самом опасном грибе, как он называется и почему так опасен? (Дети рассказывают всё, что знают о бледной поганке)
Давайте поиграем в игру: «Что в корзину соберу?». (Дети выбирают изображения съедобных грибов и «кладут» их в корзину, а ядовитые оставляют в лесу, объясняя почему).
- Боровик хочет раскрыть вам секрет. Знаете ли вы, чем был гриб раньше?
(Показываю экран — систему прошедшее время).
- Посмотрите, каким маленьким был белый гриб раньше. Как, откуда он появился?
(Выставляю экран — подсистему прошедшее время)
- Какое строение у маленького гриба? Грибы размножаются спорами. Споры — это мелкие, как порошок, частицы — клеточки, видимые только в микроскоп. Споры расположены у белого гриба на нижней стороне шляпки. Эта часть гриба называется гименофор.
(Выставляю картинку со спорами) Споры разные по форме. У белого гриба они вытянутые, у бледной поганки круглые и т.д. В период развития грибные споры в больших количествах летают в воздухе и попадают в почву. Там они образуют микоризу (связь с корнями деревьев. В переводе с греческого Микос — гриб, Риза — одежда). На грибнице появляется маленькое тело гриба, оно ещё в земле. Вскоре оно развивается и «вылезает» на поверхность.
(Рассказ сопровождаю показом картинок). Почему грибам нужно дерево?
(Деревья и грибы дружат. Грибница посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями, а дерево даёт грибам органические вещества — витамины, гормоны. Они получают их в готовом виде от деревьев или древесины и лесной подстилки).
- Если мы говорим о прошлом времени гриба, то что было до того, как появился лес, в котором обитают грибы?
(Выставляю надсистему прошедшее время)
- Это молодая поросль или молодой лесок.
(Открываю экран- систему будущее время)
- Это гриб молодой или старый? Почему? Как вы догадались? (Он неприятного цвета, лопнувший и т.д.). Почему говорят, что малый и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится, но нужен для размножения).
- Сколько дней живёт гриб, а грибница? Вспомните пословицы о грибах.
«Крепко поспал — гриба не видал», «Кто рано встаёт, тот гриб берёт, а сонливый, да ленивый идёт после за крапивой». Почему так говорят?
- Как правильно нужно собирать грибы? (Собирать нужно только те грибы, которые ты знаешь. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы обходите стороной.)
- Как вы думаете, каким станет лес через 100 лет?
(Выставляю экран — надсистему будущее время)
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что хорошего вы узнали о грибах? Почему их едят животные, птицы, люди? (В грибах есть растительный белок, необходимый для нормального роста). Какие блюда можно изготовить из грибов? Грибы помогают деревьям — высасывают из земли яды. Что плохого в грибах?
(Ими можно отравиться. Если это случилось, то до приезда скорой или прихода врача, нужно принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовки, много пить).
- Как продлить жизнь гриба? (Его можно сфотографировать, нарисовать, сделать муляж или игрушку в виде гриба из дерева, стекла (на ёлку) и т.д.
Подвожу итог вместе с детьми, нахожу нужные слова для каждого ребёнка, нацеливаю на дальнейшую деятельность.
Список использованной литературы:
- «Дошкольное воспитание» №8, 1995.
- Детская энциклопедия «Что такое, кто такой». Издательство «Педагогика». — Москва, 1990.
- В.Солоухин, А.Стрижев «По грибы». Издательство «Реклама». — Москва, 1974.
|